Эксплуатация аварийно-спасательного инструмента, применяемого при ликвидации ДТП

  • Эксплуатация аварийно-спасательного инструмента, применяемого при ликвидации ДТП

     

    При проведении всех видов АСР инструменты должны сохранять работоспособность и быть в исправном состоянии. Под работоспособностью понимается способность инструмента выполнять заданные функции, сохраняя значения своих основных параметров. Под исправностью понимается состояние инструмента, когда оно соответствует всем требованиям нормативных документов. Качество инструмента определяется совокупностью свойств: функциональной способностью, надежностью, эргономичностью, травмобезопасностью, влагостойкостью, атмосферостойкостью, морозостойкостью и др. Важны также такие свойства как долговечность, безотказность, надежность, ремонтопригодность. Долговечность характеризуется продолжительностью сохранения работоспособности инструмента с перерывами на ремонт (текущий и капитальный) до наступления предельного состояния. Под предельным состоянием понимается такое состояние, при котором эксплуатация должна быть прекращена из-за невозможности инструмента обеспечить безопасное проведение АСР. Долговечность измеряется сроком службы.
    Под безотказностью понимается свойство инструмента непрерывно сохранять работоспособность в течение заданного времени проведения АСР, под надежностью — обобщающее свойство, которое обеспечено долговечностью, безотказностью, ремонтопригодностью, и само обеспечивает выполнение заданных функций.
    Ремонтопригодность — приспособляемость инструмента к восстановлению работоспособности в ходе выполнения АСР, к выполнению ремонта или технического ухода.
    Под отказом понимается всякая потеря работоспособности инструмента (полная, частичная, временная), проявляющаяся в ходе выполнения АСР. Под неисправностью понимается любое несоответствие инструмента или его элементов требованиям эксплуатации, независимо от того, привело оно или нет к потере работоспособности. Надежность инструмента оценивается наработкой на отказ, проявляющийся в ходе выполнения АСР и систематическом контроле.

    Гидравлический аварийно-спасательный инструмент
    Содержание ГАСИ заключается в контроле их технического состояния и обеспечении готовности для производства АСР. Содержание и ремонт ГАСИ — это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление первоначальных эксплуатационных качеств и обеспечение постоянной эксплуатационной готовности.
    Эксплуатационное содержание включает в себя работы, направленные на обеспечение функционального назначения элементов ГАСИ, а также мероприятия по проверке и оценке их состояния, а именно:
    систематический контроль (инспектирование с проверкой работоспособности);
    детальный осмотр, контроль, в том числе инструментальный, и выполнение работ по содержанию;
    выполнение регламентных работ.
    Систематический контроль включает мероприятия, необходимые для проверки и оценки эксплуатационного состояния ГАСИ, как плановые — ежедневная проверка работоспособности при приеме дежурства, так и внеплановые, т.е. вызванные аварийными и другими обстоятельствами — осмотр и проверка работоспособности после проведения АСР.
    Ремонт заключается в устранении дефектов с целью восстановления в первую очередь работоспособности ГАСИ, а затем и полной исправности.
    Работа с аварийно-спасательными инструментами требует определенного обучения и навыка. Никогда нельзя становиться между инструментом и объектом его воздействия.
    Хотя масса гидравлического челюстного резака составляет всего 12 кг, он способен развивать режущее усилие свыше 300 кН. Приложение такого усилия к любому металлическому элементу может вызвать значительные силы реакции, действующие как на металл, так и на инструмент. Уровень усилий, развиваемый гидравлическими челюстными расширителями, максимальный — 230 кН и гидроцилиндрами — 170 кН, также способен создавать опасные ситуации в случае работы с ними необученного персонала.

    Работа с гидравлическими челюстными (стандартными) резаками
    Стандартные челюстные резаки предназначены, преимущественно, для резки стоек крыш и других поверхностей автомобилей.
    Стандартные правила сводятся к следующему:
    ввести инструмент в объект, предназначенный для резки, под углом 90°;
    в процессе резки инструмент может поворачиваться в любом направлении, следуя линии наименьшего сопротивления;
    необходимо следить за работой челюстного резака и его перемещениями и не удерживать инструмент в первоначальном состоянии;
    если резак перемещается в направлении, опасном для работающего или кого-либо еще, следует немедленно отпустить предохранительную рукоятку или повернуть ее в противоположном направлении;
    если процесс резки опасен для работающего или пострадавшего, он должен быть немедленно прекращен, для чего следует отпустить предохранительную рукоятку;
    не останавливать движение инструмента силой во избежание опасности для спасателя и других; в таких случаях процесс резки нужно начать под другим углом или переместить в другое место;
    резка массивной стали должна по возможности происходить в специальной выемке лезвий, максимальный диаметр- 25мм;
    при резке массивных частей, например, шарниров, необходимо уделять повышенное внимание движению челюстей резака;
    если концы резака во время резки массивных частей не отклоняются друг от друга более 3 мм, процесс резки проходит нормально; в противном случае процесс должен быть прекращен;
    необходимо всегда применять осторожность в случае, если разрезаются очень сильно изогнутые части или очень твердые материалы;
    процесс резки должен производиться двумя спасателям, один является помощником и не допускает отлета частей объекта в сторону;
    крыши и другие объекты при резке их опор должны быть стабилизированы.

    Работа с гидравлическими резаками с прямыми режущими челюстями
    Форма режущих челюстей резаков и комби-резаков полностью отличается от стандартных челюстных резаков. Режущая кромка этих челюстей больше, что приводит к их проворачиванию в процессе резки. Проворачивание во время процесса резки является нормальным явлением, поскольку инструмент следует линии наименьшего сопротивления. Не нужно препятствовать этому движению.
    Резаки с прямыми режущими челюстями обладают большей мощностью при резке массивных частей. Резак нужно как можно глубже ввести в перерезаемый материал. В этом случае наибольшее усилие резания развивается в области шарнира. При резке массивных частей необходимо участие помощника для поддержания отрезаемых частей.
    Как и при резке стандартными резаками, при резке резаками с прямыми челюстями необходимо следить за перемещениями, совершаемыми резаком. Процесс резки должен быть немедленно прекращен, если наконечники отклоняются друг от друга более, чем на 5 мм.

    Работа посредством гидравлических расширителей
    Расширители используются при открытии дверей автомобиля, а также при подъеме различных объектов, для перемещения сидений вперед или назад, съема приборной доски, выталкивания рулевой колонки, для резки кузова или труб..
    При открытии дверей наконечники расширителя вставляются в зазор не менее 1 см между дверью и кузовом автомобиля. Если зазор меньше, он расширяется. Во время снятия двери должен присутствовать помощник для поддержания двери.
    Иногда расширители применяются для подъема автомобилей или других тяжелых предметов, хотя это в общем не рекомендуется (тонкие наконечники не очень пригодны для подъема тяжелых грузов). Если же в аварийной ситуации возникла такая потребность, то нужно соблюдать следующие правила:
    заблокируйте колеса посредством деревянных блоков;
    найдите прочную опору и прочную часть кузова;
    попробуйте увеличить опорную поверхность наконечников с помощью деревянных брусков;
    сразу же закрепите груз с помощью деревянных опор.
    Запланированное падение объекта должно проходить последствательно:
    немного приподнять груз;
    убрать верхний ряд деревянных опор;
    дать упасть грузу на следующий ряд опор одним движением (инерция падающей массы должна быть воспринята деревянной опорой, а не расширителем);
    повторяйте выполнение вышеуказанного до тех пор, пока груз полностью не упадет.

    Силовые гидроцилиндры
    Силовые гидроцилиндры с максимальной мощностью 165 кН применяются, главным образом, для увеличения свободного пространства в тех случаях, когда челюстной расширитель достиг своего максимального раскрытия, например, для подъема или поддержки смятой крыши автомобиля или для съема приборной панели. Так же при проведении спасательных работ в зданиях гидроцилиндры играют важную роль, например, для увеличения пространства и подъема или поддержки сваливающихся частей. Длина гидроцилиндра может быть различной. Как правило, по крайней мере один гидроцилиндр имеет меньшую длину, чем максимальная величина раскрытия челюстного расширителя. Для увеличения длины самых коротких гидроцилиндров с единственным плунжером можно использовать удлинительные трубки. Удлинительные трубки никогда не следует закреплять со стороны плунжера, поскольку в этом случае увеличивается опасность изгибания плунжера и повреждения уплотнений. Цилиндры с двойным плунжером удлинять нельзя.

    Уход за гидравлическим инструментом
    За гидравлическим инструментом нужно систематически следить. Эти проверки осуществляются как после работы с этим инструментом, так и систематически ежемесячно, и раз в год.
    Послеоперационные проверки включают проверку бензинового двигателя и проверку инструментов и шлангов.
    При послеоперационной проверке бензинового двигателя нужно:
    проверить уровень масла в маслоотстойнике;
    проверить уровень масла в баке двигателя;
    заполнить бензиновый бак.
    При послеоперационной проверке инструментов и шлангов нужно:
    закрыть все инструменты, оставив концы, слегка разведенными;
    прочистить все инструменты, шланги и т.д., при необходимости просушить их;
    обратить особое внимание на чистку соединительных муфт и пылезащитных колпачков и при необходимости заменить их;
    проверить все инструменты, шланги и т.д. на наличие явных повреждений;
    сообщить о любых обнаруженных неполадках техническому обслуживающему персоналу, составить отчет в специально отведенной для этой цели книге.
    При ежемесячных проверках нужно:
    проверить уровень масла в баке бензинового двигателя и в маслоотстойнике;
    каждые 6 месяцев производить замену масла в бензиновом двигателе и замену свечи зажигания;
    подключить инструменты к насосу и проверить работу инструментов.
    Обратить внимание на шарниры и проверить, хорошо ли закреплены пружинящие стопорные кольца;
    подключить манометр в линию подвода давления и проверить инструменты, открывая и закрывая их, на наличие утечки при полном рабочем давлении;
    проверить уровень максимального давления (не менее 680 бар и не более 740 бар). Если показатели давления выходят за указанные пределы, нужно сообщить техническому обслуживающему персоналу;
    проверить следующее:
    наличие повреждений у режущих поверхностей и наконечников (заусениц, трещин и т.п.);
    при наличии небольших заусениц удалить их напильником;
    при наличии больших заусениц возвратить инструмент поставщику;
    при наличии трещин заменить режущую челюсть или наконечник.
    Если насос не используется в течение длительного периода, его следует запускать на 10 минут раз в неделю.
    При ежегодной проверке проверяются насосы и инструменты. При проверке насосов:
    проделываются все операции ежемесячной проверки;
    заменяется гидравлическое масло в маслоотстойнике, а в случае сильной загрязненности маслоотстойника его нужно прочистить;
    проверить и прочистить воздушный фильтр бензинового двигателя.
    При проверке инструментов:
    проверяется легкость поворота и возврат в нейтральное положение предохранительных рукояток управления инструментов;
    проверяется предохранительный клапан, расположенный в хвостовой части предохранительной рукоятки, для чего отключается обратный шланг, присоединяется манометр, медленно повышается давление, если возможно — посредством ножного насоса. предохранительный клапан может срабатывать при давлении в диапазоне 350-400 бар. затем давление сбрасывается с помощью клапана сброса давления;
    вновь подсоединяются шланги, и закрывается клапан сброса давления, проверяются все шланги на наличие повреждений и утечек;
    то же самое проделывается с соединительными муфтами, которые в случае необходимости заменяются;
    проверяются все шарнирные соединения, и оси шарнирных соединений смазываются маслом или консистентной смазкой.
    В случае, если в результате какой либо из вышеперечисленных проверок были выявлены неполадки, нужно обратиться к поставщику.
    Перед выездом на место происшествия насосная станция должна быть заправлена рабочей жидкостью в соответствии с эксплуатационной документацией. К штуцеру нагнетательной магистрали насоса должен быть подсоединен один конец соединительного шланга. Должна быть проверена работа быстроразъемных клапанов для подсоединения образцов инструмента к соединительному шлангу. Это все должно быть сделано при заступлении спасателей на дежурство. Перед выездом весь инструмент в подготовленном состоянии должен находиться в аварийно-спасательной машине (АСМ).
    При прибытии на место аварии водитель с помощью второго спасателя разгружает этот инструмент, разворачивает соединительный шланг во всю длину и подсоединяет нужный образец инструмента для выполнения нужной в соответствующий момент работы.

    Пневматические спасательные инструменты
    Пневматические спасательные инструменты имеют некоторые недостатки, например, используют большое количество воздуха и причиняют много шума.
    Возможное их применение:
    распиливание при помощи пиловых ножей стекла и частей кузова. При распилке металла важно, чтобы пила находилась в охлажденном состоянии и была смазана специальной смазкой, которую наносит ассистент;
    расширение и удаление частей при помощи долота;
    отвинчивание болтов/гаек/винтов при помощи разнообразных вспомогательных инструментов. При использовании этих инструментов необходимо уделять внимание их смазке.
    После использования инструментов необходимо их прочистить и проконтролировать соединительные муфты воздушных шлангов и вспомогательных инструментов, проверить инструменты и редуцированный вентиль на наличие повреждений, заменить поврежденные или притупившиеся пилы и долота, проверить давление.

    Работа с пневмоподушками
    Существует два типа пневматических подъемных подушек:
    подъемные подушки высокого давления, рабочее давление в которых составляет 6-8 бар с подъемной силой от 50 до 700 кН, высотой подъема от 2 до 60 см;
    подъемные подушки низкого давления, рабочее давление в которых составляет от 0,5 до 1 бар с подъемной силой от 40 до 200 кН, высотой подъема от 6 до 80 см.
    Для помещения подъемных подушек под или между объектами не нужно много пространства. Они быстро достигают максимальной высоты. Их можно помещать на любое дорожное покрытие, даже с неровной поверхностью.
    Подъемные подушки часто используются для поднятия очень тяжелых объектов. Мощность подушек имеет свои ограничения, при поднятии на большую высоту, уменьшается касательная поверхность формы подушки, из-за чего заметно снижается подъемная мощность (см. таблицу).