Концепция создания центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий
Концепция создания центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

  • Концепция создания центра по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

    Введение

    Статистика последних лет свидетельствует о том, что побочные эффекты научно-технического прогресса создали серьезные угрозы для жизни и здоровья людей, состояния окружающей среды. Значительно возросло количество чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и другого характера, масштабы людских потерь и материального ущерба от них.

    Статистика аварийности на автодорогах свидетельствует о недостаточной эффективности не только в организации дорожного движения и состояния автодорожной сети, но и о незначительной действенности системы оказания помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.

    Этим обстоятельством отчасти объясняется очень высокий показатель тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий, значение которого в течение последних 5-ти лет не опускается ниже 13-14 погибших на 100 пострадавших. В большинстве развитых стран данный показатель не превышает величины 2-5 погибших на такое же количество пострадавших.

    Размеры потерь в автоавариях свидетельствуют о неэффективности системы их предупреждения и спасения пострадавших и требуют принятия неотложных комплексных мер всеми органами исполнительной власти.

    Известно, что если своевременно вызвать спасателей, бригаду скорой помощи, деблокировать пострадавшего из поврежденного транспортного средства, квалифицированно оказать первую  помощь на месте происшествия, быстро доставить пострадавшего в лечебное учреждение и при этом уложиться в «золотой» для сохранения жизни час, можно гарантированно спасти еще 12-15% пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП).

    В настоящее время состояние аварийности на автотранспорте может рассматриваться как критическое. За последние 2 года несмотря на принятые меры произошло ухудшение ситуации. По данным МВД России в 2006 году при снижении числа погибших (на 3,6%) возросло количество дорожно-транспортных происшествий (на 2,6%) и число раненых в них людей (на 3,8%). Всего за 2006 г. в стране зарегистрировано 229 140 ДТП, в которых погибли 32 724 и получили ранения 285 362 человека. Ухудшение положения с обеспечением безопасности дорожного движения отмечено в 14 регионах страны.

    Растет объем участия аварийно-спасательных служб МЧС России и вневедомственных аварийно-спасательных формирований в ликвидации последствий ДТП. По сведениям, поступившим от региональных центров за 2006 г. аварийно-спасательные подразделения 4 918 раз выезжали на ДТП, когда имелась реальная угроза здоровью и жизни потерпевших. Объем участия спасателей в ликвидации последствий ДТП составил 16 033 человек и 5 606 единиц техники, при этом было спасено 4 626 человек.

    Именно с учетом сложившихся тенденций МЧС Росси, в рамках совершенствования системы спасения пострадавших в ДТП, предпринимаются ряд перспективных мер.

    Так практика свидетельствует о том, что в большинстве случаев на  этапе оповещения о чрезвычайной ситуации трудно обеспечить управление и координацию действий привлекаемых сил и средств. С этой целью ведутся работы по созданию в городах специального органа повседневного управления – единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС). Функционирование данного органа позволяет оперативно реагировать на различные аварии, в том числе и ДТП, обеспечивать эффективное взаимодействие привлекаемых сил и средств.

    В настоящее время ЕДДС создаются, как правило, на базе оперативных дежурных служб органов управления по делам ГОЧС (городов, отнесенных к группам по гражданской обороне), что позволило значительно уменьшить финансовые затраты на их внедрение и сроки ввода ЕДДС в действие. Создано более пятисот единых дежурно-диспетчерских служб.

    В настоящее время для вызова спасателей законодательно определен единый номер «01», на базе которого в соответствии с приказом МЧС России и создано на территориях субъектов Российской Федерации информационное взаимодействие единых дежурно-диспетчерских служб и населения.

    Стало очевидным, что наряду с нормативно-правовыми, организационными, инженерно-техническими и другими факторами, образовательные технологии в области безопасности жизнедеятельности должны способствовать значительному снижению рисков чрезвычайных ситуаций.

    Значительная удаленность пунктов расположения аварийно-спасательных формирований и лечебных учреждений от мест автомобильных аварий (особенно происходящих вне населенных пунктов), перегруженность автомобильных дорог, транспортные пробки, наличие разрушений и других препятствий на маршрутах движения затрудняет или делает невозможным оперативную доставку спасателей и эвакуацию пострадавших. В этих условиях в МЧС России осуществляется комплекс мер по рациональному размещению мобильных групп аварийно-спасательных формирований в местах концентрации ДТП на территориальной и федеральной сети дорог.

    Отработана технология эвакуации пострадавших с помощью легких вертолетов в крупных городах. В настоящее время в городе Москве оборудованы площадки для посадки легких медицинских вертолетов в районах Института скорой помощи им. Склифосовского, ожогового центра им. Вишневского, 15-ой городской больницы. В год в столице перевозится вертолетами около 200 пострадавших;

    Осуществлена разработка и внедрение отечественных спасательных средств и оборудования для ликвидации аварий, в том числе, комплекты аварийно-спасательного гидроинструмента «Спрут» и  «Медведь», мобильные аварийно-спасательные средства на базе мотоцикла «Урал», легковых автомобилей «Нива».

    В рамках ФЦП «Снижение рисков и смягчение последствий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года» осуществляется разработка и внедрение нормативно-методической базы, направленной на снижение рисков возникновения ЧС на транспорте.

    В процессе выполнения этой работы:

    -  подготовлены  исходные данные для карты комплексных рисков ЧС с учетом анализа рисков возникновения ЧС на автомобильном транспорте;

    - проведен анализ рисков, связанных с ДТП в крупных городах России; оценка экономических ущербов от чрезвычайных ситуаций, связанных с ДТП на автомобильном транспорте;

    - разработаны методические рекомендации по устранению опасных участков на горных автобусных маршрутах.

    МЧС России совместно с МВД России, Минтрансом России и Минздравом России разработано и утверждено «Примерное положение о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий».

    Документ юридически закрепляет права, обязанности и основы взаимодействия участников аварийно-спасательных работ на дорогах. Проект документа был апробирован в ходе эксперимента, проведенного в Курской области и Краснодарском крае в 2001 году.

    Однако, несмотря на все принимаемые в последнее время меры существенного улучшения ситуации в области спасения пострадавших в ДТП не происходит.

    Одной из наиболее существенных, системных причин этого обстоятельства является разрозненность усилий по вопросам координации научных исследований, мероприятий по созданию новых технологий ликвидации последствий ДТП.

    Это является причиной значительных затрат финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов на проведение аналогичных, близких по целям и получаемым результатам научных и практических мероприятий, низких темпов развития науки и технологий ликвидации последствий ДТП.

    В этой связи, очевидно, что решить данную проблему можно только путем создания организационной структуры межведомственного характера, которая бы объединяла усилия различных научно-исследовательских учреждений по созданию передовых технологий ликвидации последствий ДТП – Центра по мониторингу ликвидации последствий ДТП на базе ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (далее - Центра).

    Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов специалистов на цели, задачи, основные требования и дальнейшее направление развития Центра.

    Положения Концепции призваны сформировать основу для принятия рациональных управленческих решений по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности Центра.

    Реализация положений Концепции направлена на повышение эффективности и оптимизации задач по вопросам координации научных исследований, мероприятий по созданию новых технологий ликвидации последствий ДТП.

    Концепция является основой:

    для разработки организационно-правовых и финансово-экономических основ функционирования Центра;

    выработки технической решений по оснащению и информационному обеспечению Центра.

    1. Общие положения

    Основной целью создания Центра по мониторингу ликвидации последствий ДТП является отработка организационных, технических и технологических решений, закладываемых в основу создания системы спасения пострадавших в ДТП, отработка принципов и технологий информационного обеспечения системы, оказания консультационных услуг.

     Основными задачами Центра являются:

    ·                Анализ состояния проблемы спасения пострадавших в ДТП в нашей стране и за рубежом;

    ·                Мониторинг приоритетных направлений развития науки и высоких технологий ликвидации последствий ДТП;

    ·                Выработка предложений в различные федеральные целевые программы;

    ·                Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

    ·                Оказания консультационных и информационных услуг и другие;

    ·                Информационное обеспечения деятельности Центра поддержки принятия управленческих решений в кризисных ситуациях (ЦППР КС ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) по вопросам ликвидации последствий ДТП;

    ·                Информационное обеспечение руководящего состава МЧС России и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по проблемам ликвидации последствий ДТП;

    ·                Информационное взаимодействие с Дирекцией Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 – 2012 годах».

    2. Структура Центра и назначение его частей

    Под создание Центра выделяются помещения (три кабинета) на 6-м этаже административного здания МЧС России (территория ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) по адресу: г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

    Объемно-планировочные и инженерные решения помещений Центра по мониторингу ликвидации последствий ДТП определяются предназначением Центра и комплексом решаемых им задач.

    В настоящее время кабинеты №№ 625, 626 и 627 используется для организации рабочих мест научных сотрудников 14 отдела 1 управления ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). В кабинеты предусмотрены раздельные входы. В составе кабинета № 627 выделены два объема, разделенные перегородкой, при этом одно из помещений является проходным.

    Общая площадь кабинетов №№ 625 - 627 составляет ~ 64,5 м2; площадь кабинета № 625 ~ 14 м2; площадь кабинета № 626 ~ 14,5 м2; площадь кабинета № 627 ~ 36 м2.

    В кабинетах № 625-626 предусмотрены:

    организация 5-ти автоматизированных рабочих мест, оснащенных соответствующей видеокомпьютерной техникой и офисной мебелью;

    размещение средств отображения информации;

    размещение бытовой техники (холодильник, кофеварка, микроволновая печь, диван, шкаф для одежды, вешалка для одежды);

    установка кондиционера (сплит-системы);

    установка принтера A3 цветного струйного, сканера А3, многофункционального устройства HP LaserJet 3390 и факса HP LaserJet 3050Z.

    В кабинете № 627 предусмотрены:

    организация зала проведения совещаний, оснащенного соответствующей техникой отображения информации и офисной мебелью;

    установка стола руководителя и стола для проведения совещаний;

    размещение бытовой техники (кофеварка, шкаф для одежды, вешалка для одежды);

    установка кондиционера (сплит-системы);

    установка проектора СМП - SANYO PLC-XP46, экрана для проектора - Профи, тип "D", 183x240 см.

    3. Сведения о режимах функционирования и об обеспечении эксплуатации Центра. Организационная структура Центра.

    Центр функционирует в двух режимах:

    1) в режиме повседневной деятельности;

    2) в режиме чрезвычайной ситуации.

    Организационное обеспечение Центра включает:

    сотрудников Центра, обеспечивающих функционирование и эксплуатацию технических средств;

    группу экспертов.

    Численность сотрудников Центра составляет 6 чел.

    4. Функции персонала Центра.

    Основные функции персонала Центра определяются Положением о Центре по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

    5. Описание взаимодействия Центра с другими системами и подразделениями ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

    Центр осуществляет взаимодействие на федеральном уровне, на уровне функциональных подсистем РСЧС, на региональном и территориальном уровне, на местном и объектовом уровне, а также со структурными подразделениями ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

    6. Структура технических средств Центра

    Центр оснащается следующим оборудованием:

    ·              комплекс мощных вычислительных серверных станций;

    ·              оборудование связи и передачи данных;

    ·              оборудование для выполнения НИР.

    Система связи и передачи данных Центра должна обеспечивать передачу данных, передачу голосовых сообщений, передачу факсимильных сообщений, обмен данными локальных вычислительных сетей (ЛВС), мультимедийных данных.

    Предполагается использовать следующие виды связи: телефонную, радио, ЛВС, «Интернет», пейджинговую, факсимильную и цифровую.

    Сети связи и передачи данных представляют собой совокупность каналов связи, средств связи и сетевого оборудования, обеспечивающих передачу информации (данных) между абонентами. Эффективность системы связи определяется прогрессивностью каждого ее элемента.

    Центр оснащается высокопроизводительными устройствами, сочетающими в себе функции коммутации, мультиплексирования и маршрутизации потоков различных видов связи, а также линиями привязки объектов к сетям.

    Структура технических средств и программного обеспечения Центра определяются в Методических рекомендациях по техническому оснащению Центра.

    Программное обеспечение Центра включает:

    общее программное обеспечение (ОПО):

    операционные системы АРМ;

    операционная система серверов;

    системы управления базами данных (СУБД);

    программные средства просмотра и подготовки документов;

    средства электронной почты;

    средства управления системой;

    средства системного администрирования;

    средства сетевого управления;

    средства подготовки графических и мультимедийных материалов;

    специальное программное обеспечение (СПО);

    прикладное программное обеспечение.

    7. Состав документации Центра

    Состав документации, необходимый для описания полной совокупности принятых проектных решений и достаточный для дальнейшего выполнения работ по созданию Центра, а также его эксплуатации должен включать документы:

    ·              Концепция информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в ДТП;

    ·              Инструкция по эксплуатации информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в ДТП;

    ·              Руководство администратора информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в ДТП;

    ·              Технический проект автоматизированной базы данных, включающий структуру и состав базы данных сведений о ликвидации последствий ДТП на федеральных автомобильных дорогах;

    ·              Инструкция пользователя автоматизированной базой данных сведений о ликвидации последствий ДТП на федеральных автомобильных дорогах;

    ·              Концепция создания Центра по мониторингу ликвидации последствий ДТП;

    ·              Положение о Центре по мониторингу ликвидации последствий ДТП;

    ·              Методические рекомендации по техническому и программному оснащению Центра по мониторингу ликвидации последствий ДТП;

    ·              Проектно-сметная документация;

    ·         Схема организационной структуры;

    ·         Схема структурная комплекса технических средств;

    ·         Схема функциональной структуры;

    ·         Схема автоматизации;

    ·        Перечень входных сигналов и данных;

    ·         Перечень выходных сигналов (документов);

    ·         Описание автоматизируемых функций;

    ·         Описание постановки задач (комплекса задач);

    ·         Описание информационного обеспечения системы;

    ·         Описание организации информационной базы;

    ·        Описание систем классификации и кодирования;

    ·        Описание комплекса технических средств;

    ·        Описание программного обеспечения;

    ·        Описание организационной структуры;

    ·        План расположения;

    ·        Ведомость оборудования и материалов;

    ·        Ведомость эксплуатационных документов;

    ·        Спецификация оборудования;

    ·        Каталог базы данных;

    ·        Технологическая инструкция;

    ·        Руководство пользователя.

    Указанные документы разрабатываются в соответствии с требованиями ГОСТ 34.201-89 и руководящего документа по стандартизации РД 50-34.698-90.