Положение о центре по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий
Положение о центре по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

  • Положение о центре по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

     

    I. Общие положения

     

    1. Центр по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, именуемый в дальнейшем  Центр, создан в соответствии с приказом МЧС России от 04.09.2007 г. № 474 в целях реализации мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100. Центр по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, именуемый в дальнейшем  Центр, является структурным подразделением Федерального государственного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) на правах научного сектора в составе 1 управления ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

    2. Полное наименование Центра на русском языке: «Центр по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий». Сокращенное  наименование - «Центр ДТП».

    3. Место нахождения Центра: 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

    4. В своей деятельности Центр руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, Положением о ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и настоящим Положением.

    5. Центр создан для отработка организационных, технических и технологических решений, закладываемых в основу создания системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП), отработка принципов и технологий информационного обеспечения системы, оказания консультационных услуг.

    6. Оперативное руководство деятельностью Центра осуществляет начальник центра.

    7. Численность Центра составляет 6 чел.:

    начальник Центра – 1 чел.;

    оператор ПК – 2 чел.;

    научный сотрудник – 2 чел.;

    консультант – 1 чел.

    В работе Центра предусмотрено участие группы экспертов (до 6 чел), включающей специалистов:

    по мероприятиям ГО и защите населения (1 чел., 1 управление ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ));

    по использованию информации, получаемой с космических спутников (1 чел., 2 управление ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ));

    по применению аварийно-спасательных средств ликвидации ДТП (других ЧС) (1 чел., 3 управление ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ));

    по оценке последствий сейсмических событий / ЧС на ХОО / природных ЧС / техногенных ЧС (1 чел., 4 управление ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ));

    по системам управления, связи, оповещения и информационных технологий (1 чел., 5 управление ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ));

    по вопросам специального программного обеспечения деятельности Центра (1 чел., ООО «ОКБ «Бурстройпроект»).

     

    II. Основные задачи Центра

     

    8. Основными задачами Центра являются:

    • Анализ состояния проблемы спасения пострадавших в ДТП в нашей стране и за рубежом;

    • Мониторинг приоритетных направлений развития науки и высоких технологий ликвидации последствий ДТП;

    • Подготовка предложений в различные федеральные целевые программы по проблемам ликвидации последствий ДТП;

    • Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам ликвидации последствий ДТП;

    • Оказания консультационных и информационных услуг в области ликвидации последствий ДТП;

    • Информационное обеспечения деятельности Центра поддержки принятия управленческих решений в кризисных ситуациях, созданного на базе ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (далее - ЦППР КС ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) по вопросам ликвидации последствий ДТП.

    Центр реализует функцию информационного обеспечения по следующим вопросам:

    • по участию АСФ МЧС России в ликвидации последствий ДТП;

    • по зонам ответственности АСФ МЧС России за участки федеральной и территориальной сети автомобильных дорог;

    • по применению аварийно-спасательных средств для ликвидации последствий ДТП;

    • по вариантам доставки спасателей к местам ликвидации ДТП;

    • по способам оповещения АСФ МЧС России о фактах ДТП;

    • по технологии ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП;

    • по правилам оказания само- и взаимопомощи при ДТП.

     

    III. Основные функции Центра

     

    9. В соответствии с возложенными задачами Центр выполняет следующие функции:

    участвует в подготовке и реализации единой технической политики по разработке и внедрению новых технологий и технических средств спасения людей на автомобильных дорогах;

    осуществляет сбор и обобщение аналитической информации о состояния проблемы спасения пострадавших в ДТП, об участии аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в ликвидации ДТП;

    осуществляет научно-исследовательскую деятельность в области совершенствования технологий ликвидации последствий ДТП;

    готовит предложения по совершенствованию нормативной правовой и нормативно-технической базы, направленных на решение проблем в области ликвидации последствий ДТП и совершенствования организации проведения аварийно-спасательных работ на месте ДТП;

    проводит мониторинг научных исследований, мероприятий по созданию новых технологий и технических средств спасения людей на автомобильных дорогах и готовит предложения по их оптимизации;

    разрабатывает предложения в краткосрочные и долгосрочные программы развития науки и техники в области ликвидации последствий ДТП, а также предложения в федеральные и региональные целевые программы с целью снижения риска и смягчения тяжести последствий ДТП;

    участвует в информационном обмене между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти  и организациями по проблемам взаимодействия при ликвидации последствий ДТП, обоснования сводной группировки сил и средств ликвидации последствий аварий на автомобильных дорогах, создания единой автоматизированной системы поддержки принятия решений, информационно-навигационных систем мониторинга движения опасных грузов с использованием ГИС-технологий, формирования культуры безопасности на автомобильных дорогах;

    участвует в оказании консультационных, образовательных и информационных услуг населению по проблемам безопасности дорожного движения в форме аудиторных занятий, а также с использованием современных информационных технологий – видеоконференций; дистанционного обучения; мультимедиа обучающих программ; возможностей сети Internet и др.;

    участвует в разработке проектов технических регламентов в области безопасности дорожного движения и ликвидации последствий ДТП;

    участвует в организации и проведении методических, научно-технических сборов, конференций и занятий по проблемам безопасности дорожного движения и ликвидации последствий ДТП со специалистами организаций, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    осуществляет подготовку материалов для ежегодного Государственного доклада «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в части, касающейся проблем безопасности дорожного движения и ликвидации последствий ДТП;

    осуществляет подготовку материалов для Государственного доклада «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации» в части, касающейся деятельности МЧС России по ликвидации последствий ДТП;

    обеспечивает в пределах своей компетенции проведение мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации;

    создает и ведет информационную базу данных по участию аварийно-спасательных сил и аварийно-спасательных формирований в ликвидации последствий ДТП на федеральных автодорогах;

    создает и обеспечивает функционирование информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения лиц, пострадавших в результате ДТП.

     

    IV. Режимы функционирования Центра

     

    10. Центр функционирует в двух режимах:

    режим повседневной деятельности;

    режим чрезвычайной ситуации.

    Режим функционирования Центра устанавливается приказом начальника ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в соответствии со сложившейся аварийной или чрезвычайной ситуацией, связанной с ДТП, и указаниями руководства МЧС России.

    В режиме повседневной деятельности проводятся плановые работы в соответствии с основными задачами Центра.

    В режиме чрезвычайной ситуации производится информационное обеспечение деятельности Центра поддержки принятия управленческих решений в кризисных ситуациях по вопросам ликвидации последствий ДТП.

    В целях поддержки принятия управленческих решений по вопросам ликвидации последствий ДТП Центр предоставляет информацию:

    о базировании аварийно-спасательных сил в непосредственной близости от места ДТП на федеральных и региональных автодорогах;

    о техническом оснащении, возможностях и средствах доставки аварийно-спасательных сил в непосредственной близости от места ДТП на федеральных и региональных автодорогах;

    о размещении медицинских учреждений в непосредственной близости от места ДТП на федеральных и региональных автодорогах, профиль их деятельности.

     

    V. Структура Центра

     

    11. Центра размещается в трех кабинетах на 6-м этаже административного здания МЧС России (территория ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) по адресу: г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7.

    В кабинетах № 625-626 организуются 5-ть автоматизированных рабочих мест, оснащенных соответствующей видеокомпьютерной техникой и офисной мебелью.

    В кабинете № 627 организуется зал проведения совещаний, оснащенный техникой отображения информации и офисной мебелью. Кабинет предназначен для консультаций по вопросам формирования культуры безопасности на автомобильных дорогах с учащимися и студентами, методических занятий со специалистами, принимающими участие в ликвидации последствий ДТП, учителями и преподавателями.

    В кабинете размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до слушателей общей информации по вопросам безопасности дорожного движения, научно-практическим достижениям в этой области, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий (учебно-методическая и другая литература).

    Автоматизированные рабочие места №№ 1, 2

    Предназначено для обеспечения выполнения следующих функций:

    • ведение автоматизированной базы данных по участию АСФ МЧС России в ликвидации последствий ДТП;

    • формирование отчетов и необходимых данных по запросу удаленных клиентов;

    • организация аналитической работы по формированию эффективных решений при ликвидации последствий ДТП;

    • доведение подготовленных документов руководству ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), МЧС России или по их указанию в органы управления руководящих (взаимодействующих) организаций (систем).

    • обеспечение информацией по вопросам использования аварийно-спасательных средств, аварийно-спасательных технологий и т.п.

    Автоматизированное рабочее место №3

    Предназначено для обеспечения выполнения следующих функций:

    • поддержка информационно-образовательного портала в сети Интернет по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в ДТП;

    • организация мониторинга в сети Интернет приоритетных направлений развития науки и высоких технологий ликвидации последствий ДТП;

    • формирование баз данных информационных материалов, видеоряда и контента портала.

    Автоматизированные рабочие места №№ 4, 5

    Предназначено для обеспечения выполнения следующих функций:

    • проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

    • разработка учебно-методической литературы;

    • разработка компьютерных обучающих программ;

    • разработка наглядных пособий;

    монтаж и просмотр видеороликов.

    Состав средств оснащения кабинета:

    персональные компьютеры с обучающими программами, видеоматериалами;

    видеоаппаратура (телевизоры, видеомагнитофоны);

    проекционная аппаратура (мультимедиапроекторы, диапроекторы) с диафильмами, слайдами;

    макеты АСИ и оборудования, а также макеты местности, зданий, муляжи пораженных людей;

    тренажеры;

    образцы АСИ, СИЗ, средств пожаротушения, средств первой медицинской помощи;

    стенды, плакаты и другие средства оснащения.

     

    VI. Руководство Центра

     

    12. Общее руководство деятельностью Центра осуществляет Начальник ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Оперативное руководство деятельностью Центра осуществляет начальник 1 управления, курирующий вопросы функционирования и развития систем РСЧС и ГО, а также вопросы ликвидации последствий ДТП.

    13. Центр возглавляет начальник Центра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Начальником ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в установленном порядке.

     

    VII. Функциональные обязанности сотрудников Центра

     

    14. Функциональные обязанности начальника Центра

    Начальник Центра обязан:

    осуществлять организационное и научно-методическое руководство работой Центра по тематике запланированных работ, принимать личное участие в выполняемых Центром работах;

    проводить исследования по разработке и внедрению новых технологий и технических средств спасения людей на автомобильных дорогах;

    участвовать в разработке организационно-плановых документов по работам, выполняемым сотрудниками Центра;

    осуществлять месячное (квартальное, годовое, перспективное) планирование работы Центра, организовывать разработку месячных планов-заданий сотрудников и контролировать их выполнение;

    лично руководить ходом проведения работ, проводимых сотрудниками Центра, организовывать проведение совещаний и информационную работу;

    поддерживать взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями;

    принимать непосредственное участие во внедрении результатов работы в практику решения проблем обеспечения безопасности дорожного движения и ликвидации последствий ДТП;

    координировать создание и ведение информационной базы данных по участию аварийно-спасательных сил и аварийно-спасательных формирований в ликвидации последствий ДТП на федеральных автодорогах;

    координировать создание и ведение информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения лиц, пострадавших в результате ДТП;

    участвовать в подборе и расстановке кадров в Центре и аттестовании сотрудников;

    следить за соблюдением режима секретности, контролировать выполнение сотрудниками правил секретного делопроизводства;

    поддерживать установленный порядок в служебных помещениях Центра, следить за соблюдением правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;

    участвовать в пропаганде научно-технических знаний в области обеспечения безопасности дорожного движения и ликвидации последствий ДТП и экспертизе научных трудов.

    Начальник Центра должен знать:

    содержание нормативных правовых документов всех уровней, касающихся закрепленных за Центром направлений деятельности;

    зарубежный опыт обеспечения безопасности дорожного движения, организации и ведения аварийно-спасательных работ, связанных с ликвидацией ДТП;

    основы прикладных математических, технических и экономических дисциплин, необходимых для проведения работ;

    современную методологию и организацию научных исследований по профилю Центра, порядок планирования научной работы;

    организацию делопроизводства и требования режима секретности;

    требования КЗОТа по вопросам трудовой деятельности служащих Центра, систему оплаты труда, формы материального и морального стимулирования;

    правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

    Квалификационные требования:

    ученая степень кандидата наук, опыт научной и организаторской работы не менее 5 лет. Должность может также замещаться лицом, не имеющим ученой степени, но в достаточной мере подготовленным в данной области.

    15. Функциональные обязанности других сотрудников Центра

    Научный сотрудник Центра

    Научный сотрудник подчиняется начальнику Центра.

    Научный сотрудник обязан:

    вести на высоком уровне порученные исследования, являясь ответственным исполнителем по заданной теме или по отдельным разделам научных исследований;

    участвовать в разработке учебно-методической литературы и учебного материала компьютерных обучающих программ по проблематике ликвидации ДТП;

    участвовать в организации и поддержании взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями;

    разрабатывать лично разделы отчетов по выполняемым работам, оформлять отчетные материалы и направлять Заказчику;

    принимать участие в создании информационной базы данных по участию аварийно-спасательных сил и аварийно-спасательных формирований в ликвидации последствий ДТП на федеральных автодорогах;

    принимать участие в создании и ведении информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения лиц, пострадавших в результате ДТП;

    принимать участие во внедрении научных результатов в практику ликвидации последствий ДТП, в изобретательской и рационализаторской работе, пропаганде научно-технических знаний по профилю своей деятельности;

    соблюдать требования режима секретности и сохранения государственной тайны;

    выполнять правила и нормы техники безопасности и пожарной безопасности.

    Научный сотрудник должен знать:

    требования нормативных правовых актов, касающиеся сферы его деятельности;

    основы общих и специальных дисциплин, необходимых для проведения исследования;

    методологию исследований по закрепленной тематике;

    основы работы на ЭВМ;

    содержание организационно-плановых документов по выполняемым НИР;

    зарубежный опыт организации исследований по тематике Центра;

    порядок оформления заявок на изобретения рационализаторские предложения;

    требования режима секретности;

    основы делопроизводства и оформления отчетной документации;

    методы научной организации труда, требования по мерам безопасности и пожарной безопасности.

    Квалификационные требования:

    высшее образование и опыт работы по соответствующей специальности не менее 5 лет. При наличии ученой степени – без предъявления требований к стажу работы.

    Рабочими местами научных сотрудников являются Автоматизированные рабочие места №№ 4, 5.

    Консультант Центра

    Консультант подчиняется начальнику Центра. Он несет ответственность за точность и достоверность полученных теоретических и опытных данных, за своевременное и качественное выполнение порученной ему работы.

    Консультант обязан:

    проводить исследования в соответствии с принятыми методиками, своевременно представлять результаты своей работы ответственному исполнителю темы;

    осуществлять сбор, анализ и обработку научной информации в интересах решения поставленных задач;

    принимать участие в разработке частных заданий, рабочих программ и методик исследования;

    организовывать мониторинг в сети Интернет приоритетных направлений развития науки и высоких технологий ликвидации последствий ДТП;

    осуществлять поддержку информационно-образовательного портала в сети Интернет по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в ДТП;

    участвовать в формировании баз данных информационных материалов, видеоряда и контента портала;

    разрабатывать ежемесячные планы-задания на выполнение работ;

    принимать участие в составлении и оформлении отчетных документов по выполненным научным исследованиям;

    принимать участие в создании и ведении информационной базы данных по участию аварийно-спасательных сил и аварийно-спасательных формирований в ликвидации последствий ДТП на федеральных автодорогах;

    принимать участие в создании и ведении информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения лиц, пострадавших в результате ДТП;

    принимать участие в обсуждении результатов научных исследований и итоговых отчетных документов;

    постоянно совершенствовать свою научную и техническую подготовку, следить за последними научными достижениями и разработками в исследуемой области в стране и за рубежом;

    активно участвовать в изобретательской и рационализаторской работе;

    соблюдать внутренний порядок, трудовую дисциплину, требования режима секретности, правил техники безопасности и пожарной безопасности.

    Консультант должен знать:

    состояние исследуемого вопроса по отечественной и зарубежной научно-технической литературе;

    руководящие документы по организации научной работы;

    порядок планирования, организация и методы проведения научных исследований;

    порядок оформления научно-технической документации;

    правила и нормы техники безопасности и пожарной безопасности;

    основные задачи, решаемые Центром и состояние исследуемых вопросов.

    Квалификационные требования:

    высшее образование и опыт работы по специальности или в смежных областях не менее 3 лет, при наличии ученой степени - без предъявления требований к стажу работы.

    Рабочим местом консультанта являются Автоматизированное рабочее место № 3.

    Оператор ПК

    Оператор ПК подчиняется начальнику Центра и отвечает за качество и своевременность выполнения порученных работ и оформление отчетных материалов.

    Он обязан принимать участие:

    в ведении информационной базы данных по участию аварийно-спасательных сил и аварийно-спасательных формирований в ликвидации последствий ДТП на федеральных автодорогах и информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения лиц, пострадавших в результате ДТП;

    формировать отчеты и необходимые данные по запросу удаленных клиентов;

    в аналитической работы по формированию эффективных решений при ликвидации последствий ДТП;

    в доведении подготовленных документов руководству ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), МЧС России или по их указанию в органы управления руководящих (взаимодействующих) организаций (систем);

    в подборе информации по вопросам использования аварийно-спасательных средств, аварийно-спасательных технологий и т.п.;

    в оформлении организационно-технической документации, оформлении НИР и подготовке их к сдаче.

    Рабочими местами операторов являются Автоматизированные рабочие места №№ 1,2.

     

    VIII. Взаимодействие Центра с заинтересованными организациями и подразделениями ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

     

    16. На федеральном уровне Центр взаимодействует со следующими заинтересованными организациями:

    • Дирекцией ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»;

    • Национальным центром управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России;

    • Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ВЦМП) МЧС России;

    • Академией гражданской защиты (АГЗ) МЧС России;

    • Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИ ПО);

    17. На уровне функциональных подсистем  РСЧС Центр взаимодействует с:

    • МВД России (Департамент обеспечения БДД);

    • Минздравсоцразвития России (Росздрав, ВЦМК «Защита»);

    • Минтрансом России (Росавтодор);

    • ОАО РЖД;

    • Центрами управления министерств, федеральных служб.

    18. На региональном, территориальном уровне  Центр взаимодействует с:

    • региональными центрами МЧС России;

    • главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации;

    • региональными и территориальными центрами управления в кризисных ситуациях;

    • региональными и территориальными центрами мониторинга и прогнозирования ЧС.

    19. На местном и объектовом уровне Центр взаимодействует с:

    • центрами управления (пунктами управления) ЕДДС (ЕСОДУ);

    • системами мониторинга критически важных объектов, потенциально опасных объектов, химически опасных объектов, уникальных объектов, мостов, туннелей, мест массового скопления людей и др.

    20. При функционировании Центр взаимодействует с ниже перечисленными подразделениями ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ):

    • Центром поддержки принятия решений в кризисных ситуациях (ЦППР КС);

    • 1 управлением - "Проблем развития ГО и РСЧС";

    • 2 управлением – "Проблем развития специальных авиационно-космических технологий;

    • Центром приема и обработки авиационно-космической информации;

    • 3 управлением – "Проблем развития аварийно-спасательных технологий, стандартизации, сертификации и выставочной деятельности";

    • 4 управлением – "Проблем защиты населения и территорий от ЧС";

    • 5 управлением – "Проблем развития систем управления, связи, оповещения и информационных технологий";

    • 6 управлением – "Научно-методического обеспечения";

    • 71 отделом – "Системных исследований".

    Указанное взаимодействие осуществляется с использованием системы связи ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) по ЛВС и телефонной сети.

     

    Начальник 1 управления ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

    полковник                                                                                    В.П. Сломянский