Итоги реализации программы в МЧС России в 2006 году

  • ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В 2006 ГОДУ

    МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

    НИОКР

    Разработка научно-методических основ создания механизма взаимного оповещения и взаимодействия экстренных служб, привлекаемых для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель — Закрытое акционерное общество «Транзас», стоимость работы - 3 600,0 тыс. рублей)

    В итоге выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Предложения по совершенствованию ведомственной нормативной базы, определя­ющей ответственность экстренных служб в части сбора, анализа и представления оперативной и другой информации, необходимой для оценки обстановки, организации взаимного оповещения и принятия решений по экстренному реагированию.

    2. Технические требования к системе взаимного оповещения экстренных служб, а также участников дорожного движения в части, отнесенной к компетенции МЧС России, с использованием территориальных ресурсов служб «01», системы ОКСИОН и Национального ЦУКС.

    3. Анализ и обобщение информации о зонах действия, приоритетах, доступности, согласованности и качестве имеющихся ведомственных систем управления и экстренного реагирования,  связи, взаимного оповещения,  информационных баз данных и подготовка рекомендаций по устранению слабых мест, стандартизации и унификации на базе протоколов обмена, форматов данных и технических средств автоматизированных систем ЕДДС «01», а в дальнейшем — «112».

    4. Технический проект оборудования и оснащения «типового участка жизнеобеспечения и спасения участников дорожного движения» с включением системы оповещения и организации экстренного реагирования на базе телефона «01» («112») с «привязкой» к опытным зонам федеральных трасс М-10 (г. Москва - г. Санкт-Петербург) и М-4 «Дон» (г. Москва   г. Воронеж - г. Ростов на Дону - г. Краснодар).

    5. Проект методики оценки эффективности  форм и методов обнаружения места дорожно-транспортного происшествия и оповещения о нем.

    6. Предложения по совершенствованию форм и методов обнаружения места дорожно-транспортного происшествия и оповещения о нем.

    7. Анализ ведомственной и межведомственной нормативной и технической базы, определяющей порядок управления и взаимодействия ведомственных дежурных (диспетчерских) служб по организации ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, предложения по совершенствованию нормативной и технической базы с учетом создаваемых центров управления и оповещения МЧС России и системы РСЧС.

    8. Проект требований (стандарт МЧС России) к разработке порядка взаимодействия ведомственных дежурных (диспетчерских) служб по организации ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий в части, отнесенной к компетенции МЧС России, с использованием территориальных ресурсов служб «01», системы ОКСИОН и Национального ЦУКС.

    Разработанная документация позволит реализовать основные цели ФЦП путем создания комплексной взаимоувязанной системы экстренного реагирования, позволит обеспечивать все функции жизнеобеспечения, оповещения экстренных служб и участников дорожного движения, спасения их в случае дорожно-транспортных происшествий, оказания других услуг на автотрассах.

    В ходе дальнейшей работы планируется в 2-х субъектах Российской Федерации развернуть пилотные зоны с организацией от ЕДДС «01» («112») каналов, линий связи с экстренными оперативными службами, привлекаемыми для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, и практически отработать вопросы оповещения и взаимодействия.

    Обоснование рациональной технологии разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Общество с ограниченной ответственностью «Мех Транс Компани», стоимость работ - 3 800,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Рекомендации по особенностям применения технологий ведения АСР при ДТП (проведение сбора информации, обобщения и статистического анализа находящихся в эксплуатации транспортных средств по количеству, типам, ресурсу, условиям эксплуатации, годам изготовления, характерным ДТП. Разработка вероятностно (частотно) – временной модели распределения транспортных средств - участников ДТП по субъектам Российской Федерации. Статистические исследования, математическое моделирование, разработка типовой информационной базы данных по ДТП для ведения в субъектах РФ. Рекомендации АСФ по наиболее вероятным типам транспортных средств – участников ДТП, наиболее характерным ДТП, а также технологиям деблокирования пострадавших).

    2. Аналитический отчет по опыту ведения АСР при ДТП (сбор, обобщение, анализ информации в области отечественного и зарубежного опыта технологий разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения лиц, пострадавших в результате ДТП, с учетом результатов вероятностных исследований). Выработка рекомендаций подразделениям соответствующих служб субъектов Российской Федерации по особенностям применения указанных технологий с учетом типовых моделей транспортных средств - участников ДТП.

    3. Проект программы проведения натурных экспериментальных исследований  по отработке технологий выполнения аварийно-спасательных работ при ДТП с применением новых и модернизированных образцов техники и оборудования.

    4. Проект справочника по применению различных образцов техники и оборудования при проведении спасательных работ на месте дорожно-транспортного происшествия.

    5. Макет технологических карт применения различных образцов техники и оборудования при проведении спасательных работ на месте дорожно-транспортного происшествия.

    В результате выполнения научно-исследовательской работы разработана научно-методическая база проведения натурных экспериментальных исследований по отработке технологий разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших и нормативно-технологические основы применения различных образцов техники и оборудования при проведении спасательных работ на месте дорожно-транспортного происшествия.

    Результаты НИР реализуются при подготовке и проведении натурных экспериментальных исследований по отработке технологий оказания помощи пострадавшим в ДТП с применением новых и модернизированных образцов техники и оборудования и разработке нормативно-технологической документации по применению различных образцов техники и оборудования при проведении спасательных работ на месте дорожно-транспортного происшествия.

    Разработка технических предложений на многоцелевые аварийно-спасательные машины легкого, среднего и тяжелого типа для оснащения экстренных служб, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Закрытое акционерное общество «Средства спасения», стоимость работ - 2 575,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Конструкторская документация на многоцелевую аварийно-спасательную машину.

    2. Техническое задание на выполнение опытно-конструкторской работы.

    В результате выполнения работы повысится эффективность деятельности поисково-спасательных формирований МЧС России, привлекаемых к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий путем расширения типажа средств их технического оснащения за счет внедрения современных многоцелевых аварийно-спасательных машин легкого, среднего и тяжелого типов, оборудованных гидравлическими манипуляторами грузоподъемностью соответственно 3, 5 и 10 т.

    Системные исследования по организации спасения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, в субъекте Российской Федерации

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Открытое акционерное общество «Концерн "Радиотехнические и Информационные Системы"», стоимость работ - 2"000,0 тыс. рублей) В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Типовой системный проект для субъекта Российской Федерации по оборудованию, оснащению, обслуживанию и организации функционирования комплексной системы обеспечения безопасности и спасения участников дорожного движения и пострадавших в результате ДТП с «привязкой» к федеральной автотрассе «Дон» в пределах территории Ростовской области.

    Подготовленный типовой системный проект позволит сократить время обнаружения ДТП и вызова бригад комплексной помощи пострадавшим, а также снизить число погибших в результате ДТП.

    2. Технико-экономическое обоснование системного проектирования с учетом возможности достижения инвестиционной привлекательности и экономической эффективности типового системного проекта.

    Практическая ценность разработанного типового системного проекта с технико-экономическим обоснованием с учетом возможности достижения инвестиционной привлекательности и экономической эффективности типового системного проекта позволят реализовать цели ФЦП путем создания комплексной взаимоувязанной системы экстренного реагирования, жизнеобеспечения, оповещения экстренных служб и участников дорожного движения, спасения их в случае ДТП.

    Научно-методическое обеспечение действий водителей, сотрудников дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции и аварийно-спасательных служб на месте дорожно-транспортного происшествия при ликвидации аварийных: ситуаций с опасными грузами, перевозимыми автомобильным транспортом

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Закрытое акционерное, общество «Транзас», стоимость работ - 2 700,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Исследования, обобщение и анализ эффективности действий водителей, сотрудников дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции и аварийно-спасательных  служб  в современных условиях на месте дорожно-транспортного происшествия при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, перевозимыми автомобильным транспортом.

    2. Предложения по перспективным формам организации совместного реагирования в комплексе с техническими средствами НЦУКС, ЕДДС «01» и ОКСИОН.

    3. Методические рекомендации по ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, перевозимыми автомобильным транспортом.

    4. Комплекс имитационных моделей дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

    5. Технические предложения по имитационному моделированию алгоритма действий водителей и специалистов экстренных служб.

    6. Технический проект в согласованном объеме моделирующего и тренажерного комплекса  принятия решений во время ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

    Результаты работы реализуются в процессе планирования и проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

    Разработка требований к специальным средствам, состоящим на вооружении служб, привлекаемых к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Открытое акционерное общество «Концерн "Радиотехнические и Информационные Системы"», стоимость работ - 1000,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Проведен анализ ведомственной нормативной базы, определяющей ответственность и порядок экстренного реагирования привлекаемых служб, руководящие документы МЧС России, конструкторская и нормативная документация служб ЕДДС «01».

    2. Разработаны предложения по перспективам создания и развития комплексной системы спасения и жизнеобеспечения участников дорожного движения.

    3. Разработаны технические требования МЧС России к комплексам специальных средств ликвидации последствий ЧС, связанных с ДТП.

    Практическая ценность полученных результатов данной работы состоит в том, что они представляют важную составную часть создаваемой комплексной системы спасения и жизнеобеспечения участников дорожного движения и предназначены для создания новых перспективных комплексов специальных средств ликвидации последствий ЧС, связанных с ДТП, и реализации основных целей Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» путем создания комплексной взаимоувязанной системы экстренного реагирования и жизнеобеспечения участников дорожного движения, а также других услуг на автотрассах.

    Разработанные требования МЧС России к специальным средствам ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с ДТП, состоящих на вооружении служб, предложения по перспективам создания и развития комплексной системы спасения и жизнеобеспечения участников дорожного движения будут реализованы при создании комплексной системы спасения и жизнеобеспечения участников дорожного движения.

    Разработка комплекса мультимедийных средств обучения технологии спасения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель – Общество с ограниченной ответственностью «Сервис Инфо Консалт» стоимость, работ – 2 500,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Сценарий мультимедийной энциклопедии по оказанию помощи пострадавшим в ДТП.

    2. Оригинал-макет мультимедийной энциклопедии по оказанию помощи пострадавшим в ДТП.

    В результате выполнения НТП повысится уровень подготовки специалистов, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, эффективность работ по раз­борке транспортных средств, деблокированию и извлечению лиц, пострадавших в результате ДТП, сократится время проведения спасательных работ, снизится риск возникновения чрезвычайных ситуаций при ликвидации последствий ДТП, повысится информированность населения о современных способах оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП.

    Впервые в отечественной практике разработана мультимедийная энциклопедия по оказанию помощи пострадавшим в ДТП для специалистов служб, обеспечивающих безопасность дорожного движения, участвующих в ликвидации последствий ДТП, учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, учащихся и студентов учреждений профессионального образования, а также других категорий населения, обучающихся на курсах вождения, водителей автотранспортных средств и пешеходов.

    Аналогов представленной продукции в отечественной практике не существует.

    Результаты работы реализуются путем их тиражирования и внедрения в процесс подготовки специалистов служб, обеспечивающих безопасность дорожного движения, участвующих в ликвидации последствий ДТП, учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, учащихся и студентов учреждений профессионального образования, а также других категорий населения, обучающихся на курсах вождения, водителей автотранспортных средств и пешеходов.

    Разработка организационно-правовых и финансово-экономических основ мониторинга мер по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий), стоимость работ - 2 125,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Организационно-правовые и финансово-экономические основы мониторинга мер по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий (концепция создания Информационно-аналитического центра по вопросам ликвидации последствий ДТП, проект Положения о Центре, методические рекомендации по техническому оснащению Центра, проектно-сметная документация).

    2. Технический проект автоматизированной базы данных, включающий структуру и состав базы данных сведений о ликвидации последствий ДТП на федеральных автомобильных дорогах.

    Впервые разработаны организационно-правовые и финансово-экономические основы мониторинга мер по ликвидации последствий ДТП, разработаны структура и состав БД сведений о ликвидации последствий ДТП с учетом особенностей автомобильных дорог федерального уровня.

    Полученные результаты позволят создать автоматизированную базу данных сведений о ликвидации последствий ДТП на федеральных автомобильных дорогах на базе Информационно-аналитического центра по вопросам ликвидации последствий ДТП в ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России.

    Создание информационно-образовательного портала в сети Интернет по современным формам, методам и приемам спасения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий), стоимость работ - 850,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Анализ состояния информационных ресурсов сети Интернет в области спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

    2. Концепция информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (программная оболочка и поисковая система портала, информационные материалы видеоряда и контента портала, локальная версия портала, действующая версия портала).

    3. Предложения по дальнейшему развитию портала.

    Результаты НИР реализуются опубликованием информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в ДТП в сети Интернет.

    Разработка предложений по оснащению автомобильного транспорта средствами пожаротушения

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Федеральное государственное учреждение «Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны», стоимость работ -1 000,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Нормы оснащенности автомобилей оперативными средствами пожаротушения.

    2. Рекомендации по защите автомобилей автоматическими системами пожаротушения.

    При введении разработанных норм и рекомендаций в действие обеспечится снижение риска гибели людей при возникновении пожаров на автотранспорте за счет повышения пожарной безопасности автотранспорта.

    Результаты научно-исследовательской работы будут реализованы путем применения норм оснащенности автомобилей оперативными средствами пожаротушения и рекомендаций по защите автомобилей автоматическими системами пожаротушения.

    Проведение научных исследований в области обучения современным способам оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий

    (Заказчик – МЧС России, Исполнитель - Некоммерческая организация «Ассоциация Юношеских автомобильных школ», стоимость работ - 1 500,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Учебно-программная документация обучения современным способам оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий.

    2. Методические рекомендации по обучению современным способам оказания помощи пострадавшим в ДТП.

    Разработанная учебно-методическая база для обучения современным способам оказания помощи пострадавшим в ДТП позволит повысить уровень подготовки специалистов, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, эффективность работ по разборке транспортных средств, деблокированию и извлечению лиц, пострадавших в результате ДТП, сократится время проведения спасательных работ, снизится риск возникновения чрезвычайных ситуаций при ликвидации последствий ДТП.

    Результаты работы реализуются путем их внедрения в процесс подготовки специалистов служб, обеспечивающих безопасность дорожного движения, участвующих в ликвидации последствий ДТП, учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, учащихся и студентов учреждений профессионального образования, а также других категорий населения, обучающихся на курсах вождения, водителей автотранспортных средств и пешеходов.

    Разработка и внедрение системы сбора и ведения информации о населении и объектах инфраструктуры вдоль автомобильных дорог

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Закрытое акционерное общество «Транзас», стоимость работ - 1 350,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Проект концепции создания автоматизированной системы сбора и ведения информации об объектах инфраструктуры и населении вдоль федеральных автотрасс с учетом инфраструктуры НЦУКС и системы ОКСИОН.

    2. Комплекс специального программного и информационного обеспечения АРМ автоматизированной системы сбора и ведения информации об объектах инфраструктуры и населении вдоль автомобильных дорог в согласованном объеме с учетом создаваемых территориальных систем НЦУКС на примере автотрасс М-10 и М-4.

    Разработанная документация позволит реализовать основные цели ФЦП путем создания комплексной взаимоувязанной системы экстренного реагирования, позволит обеспечивать все функции жизнеобеспечения, оповещения экстренных служб и участников дорожного движения, спасения их в случае дорожно-транспортных происшествий, оказания других услуг на автотрассах.

    Экономический эффект от реализации результатов научно-исследовательской работы предполагается получить за счет: рационализации финансовых и материальных затрат при проведении мероприятий по организации спасания участников ДТП, реализации комплексного подхода к созданию единой системы жизнеобеспечения и спасения участников дорожного движения.

    ПРОЧИЕ НУЖДЫ

    Организация сбора сведений о ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на федеральных автомобильных дорогах с формированием автоматизированной базы исходных данных.

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Открытое акционерное общество «Концерн "Радиотехнические и Информационные Системы"», стоимость работ - 1 000,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Анализ ведомственной нормативной базы, определяющей ответственность и порядок экстренного реагирования привлекаемых служб, руководящих документов МЧС России, конструкторской и нормативной документации служб ЕДДС «01», НЦУКС, ОКСИОН.

    2. Вопросы исследования информационной модели с возможностью ведения анализа и статистической обработки информации в НЦУКС в режиме реального времени, организации сбора исходных данных о ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на федеральных автомобильных дорогах в субъектах РФ, формирования фактологической базы данных на примере субъектов РФ, расположенных в пределах федеральных автотрасс М-4 и М-10.

    3. Технические требования МЧС России к показателям автоматизированных баз данных по ликвидации последствий ДТП.

    Предлагаемые в работе подходы к информационному обеспечению автоматизированных баз данных о ликвидации последствий ДТП могут использоваться не только в МЧС России при организации ликвидации последствий ДТП, но и структурами ГИБДД МВД России, Минздрава России, Минтранса России в их сферах ответственности.

    В отчете приведено описание информационной модели ДТП, выполненное на основе статистических данных о произошедших ДТП и их анализа, рассмотрены основные задачи и принципы создания базы данных о ликвидации последствий ДТП. Данные результаты послужили основой для подготовки технических предложений по порядку сбора сведений о ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий на федеральных автомобильных дорогах с формированием автоматизированной базы исходных данных. Результаты работы будут использованы для создания фактологической базы данных о дорожно-транспортных происшествиях.

    Внедрение программного обеспечения и сопровождение комплекса мультимедийных средств обучения технологии спасения лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Закрытое акционерное общество «Спасательная техника», стоимость работ - 2 000,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Мастер-диск мультимедийной энциклопедии (тираж - 3000 экземпляров).

    В ходе выполнения работы была проведена доработка оригинал-макета мультимедийной энциклопедии по оказанию помощи пострадавшим в ДТП, в ходе которой:

    - подготовлен к использованию комплекс анимационных и видеофрагментов, посвященных правилам безопасного поведения на улицах и дорогах;

    - уточнен комплект нормативно-правовых и иных документов;

    - разработан интерфейс для использования в системе дистанционного обучения;

    - разработаны оригинал-макеты полиграфических элементов;

    - созданы матрицы мастер-диска.

    Произведено тиражирование мультимедийной энциклопедии по оказанию помощи пострадавшим в ДТП в количестве 3000 штук.

    Разработка и создание мастер диска первой части мультимедийной энциклопедии по оказанию помощи пострадавшим в ДТП является основой для внедрения программного обеспечения и комплекса мультимедийных средств по технологии спасения пострадавших в ДТП в процессе обучения различных категорий населения, а также спасателей МЧС России, подготавливаемых в учебно-тренировочных комплексах.

    Результаты работы реализованы путем тиражирования мультимедийной энциклопедии по оказанию помощи пострадавшим в ДТП в количестве 3000 штук. Внедрение в процесс подготовки специалистов служб, обеспечивающих безопасность дорожного движения, участвующих в ликвидации последствий ДТП, учащихся старших классов общеобразовательных учреждений, учащихся и студентов учреждений профессионального образования, а также других категорий населения, обучающихся на курсах вождения, водителей автотранспортных средств и пешеходов.

    Организационное и техническое обеспечение информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях.

    (Заказчик — МЧС России, Исполнитель - Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России», стоимость работ - 1 275,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Аналитический отчет, включающий в себя обобщенную и формализованную информацию для размещения на образовательном портале и отчет о состоянии информационных ресурсов в сети Интернет в области спасения пострадавших в ДТП.

    2. Версия информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ИОП ДТП) для опытной эксплуатации.

    3. Акт о размещении ИОП ДТП в сети Интернет и его готовности к опытной эксплуатации.

    Результаты работы реализуются МЧС России опубликованием информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в ДТП в сети Интернет.

    Осуществление организационных и технических мероприятий по оснащению техническими средствами узлов связи в 87 главных управлениях и 6 региональных центрах МЧС России для внедрения единого федерального телефонного номера вызова соответствующих служб на места дорожно-транспортного происшествия

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Открытое акционерное общество «Концерн "Радиотехнические и Информационные Системы"», стоимость работ - 6 000,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Методические рекомендации и рабочего проекта (типового проекта) на создание в Московской области пилотной зоны по внедрению единого федерального телефонного номера.

    2. Создание и организация опытной эксплуатации на базе 2-х территориальных органов МЧС России пилотной зоны по внедрению единого федерального телефонного номера.

    3. Планы мероприятий по проведению опытной эксплуатации 2-х участков пилотной зоны.

    4. Разработка типовых технических решений по организации связи при создании пилотной зоны по внедрению единого федерального телефонного номера.

    Практическая ценность полученных результатов данной работы состоит в том, что рабочий проект и типовые технические решения по организации связи при создании пилотной зоны по внедрению единого федерального телефонного номера представляют важную составную часть создаваемой комплексной системы спасения и жизнеобеспечения участников дорожного движения, послужат достижению основных целей ФЦП «Безопасность дорожного движения».

    Результаты работы будут реализованы при оснащении техническими средствами узлов связи в 87 главных управлениях и 6 региональных центрах МЧС России для внедрения единого федерального телефонного номера вызова соответствующих служб на места дорожно-транспортных происшествий в соответствии с Федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».

    Сбор данных по применению различных систем обнаружения и оповещения о дорожно-транспортных происшествиях

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Закрытое акционерное общество «Транзас», стоимость работ - 1 350,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Аналитический отчет возможностей и обобщение информационных показателей баз данных, протоколов обмена в части информационных ресурсов МЧС РФ, подразделений скорой медицинской помощи, МВД РФ, и др. экстренных служб, используемых ими для обнаружения, организации совместного реагирования и оповещения о дорожно-транспортных происшествиях с учетом НЦУКС, ЕДДС «01» и ОКСИОН.

    2. Аналитический отчет информационных и технологических ресурсов операторов связи, участников дорожного движения, используемых для оповещения экстренных служб и участников дорожного движения об угрозах ЧС и дорожно-транспортных происшествиях с учетом ЕДДС «01», ФИЦ ОКСИОН.

    Практическая ценность представленных отчетов заключается в обеспечении рационализации финансовых и материальных затрат при проведении мероприятий по организации спасения участников ДТП, реализации комплексного подхода к созданию единой системы жизнеобеспечения и спасения участников дорожного движения.

    Разработанная документация позволит реализовать основные цели ФЦП путем создания комплексной взаимоувязанной системы экстренного реагирования, позволит обеспечивать все функции жизнеобеспечения, оповещения экстренных служб и участников дорожного движения, спасения их в случае дорожно-транспортных происшествий, оказания других услуг на автотрассах на примере пилотной зоны в Московской области.

    Проведение натурных экспериментов по разборке транспортных средств, деблокированию и извлечению лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий), стоимость работ - 2 700,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Проведение натурных экспериментов в соответствии с результатами исследований по созданию вероятностной модели автомобиля - участника ДТП по отработке технологий выполнения аварийно-спасательных работ при ДТП:

    - Отчет, содержащий научно обоснованные рекомендации АСФ и УМЦ МЧС России и РСЧС, программу и методики проведения натурных экспериментов, проекты технологических карт спасательных работ при ДТП.

    - Акт по результатам проведения натурных испытаний.

    - Отчет о результатах семинара «Новые автомобильные технологии и спасение».

    Основные результаты работы:

    1. Разработана программа и методики проведения натурных экспериментов.

    2. Проведены натурные эксперименты по разборке транспортных средств и деблокированию пострадавших в ДТП.

    3. Организован и проведен семинар по теме «Новые автомобильные технологии и спасение» для сотрудников МЧС России и слушателей 40 Центра подготовки спасателей МЧС России.

    4. Разработаны проекты технологических карт спасательных работ при ДТП.

    5. Разработаны научно обоснованные рекомендации для АСФ и УМЦ МЧС России и РСЧС по совершенствованию технических средств для ликвидации ДТП и технологий проведения работ.

    Результаты работы будут использованы при создании и разработке новых, наиболее эффективных технических средств и технологий ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

    Внедрение в действие регламента выполнения спасательных работ на месте дорожно-транспортного происшествия

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий), стоимость работ - 1 700,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Аналитический отчет по опыту выполнения спасательных работ при ДТП с использованием различных комплексов техники и оборудования.

    2. Проект Наставления для личного состава аварийно-спасательных формирований.

    3. Проект Руководства по организации, управлению и взаимодействию при выполнении спасательных работ на месте ДТП.

    Практическая ценность полученных результатов данной работы заключается в том, что они представляют собой важную часть системы, регламентирующей порядок проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации ДТП в рамках системных исследований по проблеме повышения безопасности дорожного движения.

    Представляется целесообразным дальнейшее развитие и использование разработанных материалов по следующим направлениям:

    1. Апробация проектов Наставления и Руководства в нескольких АСФ и других структурах МЧС России и в смежных ведомствах.

    2. Отработка, согласование, утверждение документов и внедрение их в практику проведения АСР при ликвидации последствий ДТП.

    3. Проведение работ по обеспечению БДД, с использованием начальных разработок по критериям обеспечения БДД.

    Организационное и техническое обеспечение процесса обучения современным способам оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Государственное унитарное предприятие «Московский проектно-изыскательский институт МВД России» — дочернее предприятие Государственного предприятия «Государственный проектно-изыскательский институт МВД Российской Федерации», стоимость работ - 10 000,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Отчет с обоснованием технических требований к учебно-тренировочным комплексам для подготовки спасателей.

    2. Технические требования.

    3. Проектно-сметная документация на строительство учебно-тренировочного комплекса для подготовки спасателей МЧС России.

    Результаты работы реализуются в процессе строительства и оборудования учебно-трениро­вочных комплексов для подготовки спасателей МЧС России и отработки действий сотруд­ников служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

    Внедрение в подразделениях служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, современных образцов аварийно-спасательной техники.

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Общество с ограниченной ответственностью «Фирма Спрут», стоимость работ -10 740,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Опытные образцы комплектов аварийно-спасательной техники на базе аварийно-спасательных машин легкого («Соболь») и среднего («ГАЗель») типов для оснащения подразделений служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

    2. Программы и методики проведения опытной эксплуатации комплектов аварийно-спасательной техники для оснащения подразделений служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

    3. Учебный видеофильм по основам организации эксплуатации аварийно-спасательной техники.

    4. Техническое задание на выполнение ОКР по доработке опытных образцов КАСТ ДТП с учетом результатов опытной эксплуатации.

    Результаты работы использованы при изготовлении комплектов ACT на базе машин «Соболь» и «ГАЗель», а также при создании и разработке новых, наиболее эффективных технических средств и технологий ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий и при подготовке спасателей для ликвидации последствии ДТП, опытные образцы переданы в опытную эксплуатацию в отряд «Центроспас» и Северо-Западный ЦРПСО.

    Создание и внедрение опытного образца многоцелевой аварийно-спасательной машины

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель — Закрытое акционерное общество «Средства спасения», стоимость работ - 4 185,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Опытный образец многоцелевой аварийно-спасательной машины.

    2. Руководство по проведению опытной эксплуатации.

    В результате создания многоцелевой аварийно-спасательной машины среднего типа на шасси автомобиля ГАЗ-3310 «Валдай», оборудованной гидравлическим манипулятором грузоподъемностью до 5 т повысится эффективность деятельности поисково-спасательных формирований МЧС России, привлекаемых к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

    Реализация планируется при выполнении работ, связанных с деятельностью поисково-спасательных формирований МЧС России (опытная эксплуатация в Центральном региональном поисково-спасательном отряде МЧС России), привлекаемых к ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

    Организационно-техническое обеспечение федеральных аварийно-спасательных формирований

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Открытое акционерное общество «Концерн "Радиотехнические и Информационные Системы"», стоимость работ - 9 500,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Опытные образцы аварийно-спасательной техники и оборудования, предназначенные для ликвидации последствий аварий на транспортных средствах, перевозящих опасные грузы с учетом результатов исследований по созданию комплексной системы оказания помощи в ДТП.

    2. Программы и методики проведения опытной эксплуатации комплексов аварийно-спасательной техники, инструмента и оборудования для оснащения подразделений служб, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

    3. Учебный видеофильм по основам организации эксплуатации аварийно-спасательной техники и оборудования, предназначенных для ликвидации последствий аварий на транспортных средствах, перевозящих опасные грузы.

    4. Техническое задание на выполнение ОКР по доработке опытных образцов аварийно-спасательной техники и оборудования с учетом результатов опытной эксплуатации.

    Разработанные образцы аварийно-спасательной техники и оборудования (включая автомобиль комплексной помощи), предназначенные для ликвидации последствий аварий на транспортных средствах, перевозящих опасные грузы, являются более совершенными по сравнению с существующей техникой, содержат новые проектно-конструкторские решения по компоновке и составу оборудования с учетом результатов исследований по созданию комплексной системы оказания помощи в ДТП и будут переданы в федеральные формирования для проведения опытной эксплуатации.

    Апробация моделей дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы, разработка алгоритма действий водителей и специалистов служб, участвующих в ликвидации последствий таких дорожно-транспортных происшествий

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Закрытое акционерное общество «Стройгруппа "Строймонтаж"», стоимость работ - I 700,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Мероприятия по внедрению моделей дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы:

    - подготовлены модели дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы, включающие пожары, проливы аварийно-химических опасных веществ, биологических и радиационных заражений в таких дорожно-транспортных происшествиях;

    - уточнен комплект нормативно-правовых и иных документов;

    - разработан алгоритм действий водителей и специалистов служб, участвующих в ликвидации последствий, включающий технологию проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации таких ДТП.

    Внедрение автоматизированных экспертных систем принятия решений во время ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, перевозящих опасные и особо опасные грузы.

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Закрытое акционерное общество «Центр перспективного проектирования "Вымпел - система"», стоимость работ - 5 000,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    Автоматизированная экспертная система принятия решений во время ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, перевозящих опасные и особо опасные грузы (Концепция и Заключительный отчет о работе, содержащий: результаты выбора и обоснования алгоритмов и методик, программно-аппаратных средств для реализации автоматизированных экспертных систем, а также рекомендации по внедрению автоматизированных систем принятия решений во время ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, перевозящих опасные и особо опасные грузы; результаты выбора и обоснования программно-аппаратных средств для реализации экспертных систем).

    Основным результатом работы является экспертная система, используемая при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с участием транспортных средств, перевозящих опасные и особо опасные грузы, практическая ценность, которой заключается в снижении рисков разного рода, материальных потерь, человеческих жертв, а также в прогнозировании и предотвращении развития ситуации в худшую сторону.

    Разработка требований по оснащению автомобильного транспорта средствами пожаротушения

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Федеральное государственное учреждение «Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России», стоимость работ - 500,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Общие технические требования к комплексам средств пожаротушения.

    2. Рекомендации для направления в НИЦ БДД МВД России о внесении изменений в действующую нормативную документацию по оснащению автомобильного транспорта средствами пожаротушения.

    При введении разработанных общих технических требований и рекомендаций в действие обеспечится снижение риска гибели людей при возникновении пожаров на автотранспорте за счет повышения пожарной безопасности автотранспорта.

    Подготовка проектов нормативных правовых актов, регламентирующих порядок компенсации затрат аварийным службам на выполнение мероприятий по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Федеральное государственное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий), стоимость работ - 850,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Анализ российской и международной нормативной правовой, нормативно-технической и нормативно-методической базы, регламентирующей мероприятия по ликвидации последствий ДТП.

    2. Предложения по развитию экономических механизмов (страхования ответственности) при ДТП.

    3. Предложения по внесению дополнений и изменений в ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» в части, касающейся компенсации АСС затрат на выполнение мероприятий по ликвидации последствий ДТП.

    4. Предложения по  внесению  дополнений и  изменений     в механизм  страхования ответственности при ДТП.

    Практическая ценность полученных результатов данной работы заключается в том, что они представляют собой важную часть системы мероприятий, регламентирующих порядок компенсации аварийным службам затрат по ликвидации последствий ДТП в рамках системных исследований по проблеме повышения безопасности дорожного движения.

    Результаты проведенных исследований и разработок могут быть использованы при совершенствовании нормативной правовой базы в части, касающейся компенсации аварийно-спасательным службам затрат на выполнение мероприятий по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, при подготовке проектов соответствующих нормативных правовых документов и инициировании процедуры внесения дополнений и изменений в действующее законодательство.

    Внедрение системы сбора информации об объектах инфраструктуры, связанных с оказанием помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, вдоль автомобильных дорог федерального и регионального значения

    (Заказчик - МЧС России, Исполнитель - Открытое акционерное общество «Концерн "Радиотехнические и Информационные Системы"», стоимость работ - 1 500,0 тыс. рублей)

    В процессе выполнения работы получены следующие основные результаты:

    1. Пояснительная записка по использованию общесистемного и созданию специального программного обеспечения для применения в программно-технических комплексах АРМ стенда главного конструктора автоматизированной системы НЦУКС и системы ОКСИОН.

    2. Общесистемное и специальное программное обеспечение и предложения по его установке на программно-технические комплексы АРМ стенда главного конструктора автоматизированной системы НЦУКС и системы ОКСИОН.

    3. Специальное информационное обеспечение баз и банков данных всех уровней управления.

    Практическая ценность полученных результатов данной работы состоит в том, что общесистемное и специальное программное обеспечение и предложения по его установке на программно-технические комплексы АРМ стенда главного конструктора автоматизированной системы НЦУКС и системы ОКСИОН позволят обеспечить функционирование соответствующих АРМ стенда главного конструктора, а также выполнить отработку и отладку баз и банков данных всех уровней управления.

    Разработанные в работе общесистемное и специальное программное обеспечение и предложения по его установке на программно-технические комплексы АРМ стенда главного конструктора автоматизированной системы НЦУКС и системы ОКСИОН являются перспективными. Информационное обеспечение АРМ автоматизированной системы сбора и ведения информации об объектах инфраструктуры и населении на стенде Главного конструктора НЦУКС включает в себя следующие базы данных:

    - базу данных в составе автоматизированной системы НЦУКС с первичным наполнением информацией об объектах инфраструктуры, связанных с оказанием помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, вдоль автомобильных дорог федерального и регионального значения;

    - базу данных в составе автоматизированной системы НЦУКС с первичным наполнением информацией в виде словарей и классификаторов об описываемых объектах инфраструктуры, связанных с оказанием помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, вдоль автомобильных дорог федерального и регионального значения инфраструктуры и населении.

    Реализация результатов работы будет осуществляться в ходе создания МЧС России системы сбора информации об объектах инфраструктуры, связанных с оказанием помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, вдоль автомобильных дорог федерального и регионального значения.