Выполненные работы по заказу МЧС России в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» в 2008 году

  • Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы,

    выполненные в 2008 году

     

    Разработка научно-методических основ создания механизма и взаимного оповещения экстренных служб, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП.

     

    П. 1.1-БДД-2008.

     

    Проведен анализ эффективности действия Положения о взаимодействии МВД России и МЧС России по обеспечению безопасности дорожного движения и разработаны предложения по его совершенствованию. Показано, что в рамках РСЧС создано необходимое нормативно-правовое пространство, обеспечивающее межведомственное взаимодействие при решении задач предупреждения и ликвидации ЧС.

    Представлены предложения по механизму сопряжения системы взаимного оповещения экстренных служб с информационной системой службы «112» и рассмотрены требования, предъявляемые к интеграции этих систем. Описаны структура ПАК ОЭС; система поддержки принятия решений (СППР); автоматизированная система подготовки управленческих документов (СПУД) и информационно-навигационная система (ИНС) ЕДДС. Сформулированы требования к ПО и СПО ПАК ОЭС.  Разработаны МР по внедрению и использованию ПАК ОЭС, мероприятия министерств и ведомств по внедрению ПАК ОЭС в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», а также предложения по организации тиражирования ПАК ОЭС; предложения по развитию и интеграции систем обнаружения и оповещения о ДТП с учетом существующих ресурсов министерств и ведомств.

    Разработано ТЗ на разработку СПИО «Автоматизированная система взаимного оповещения экстренных служб, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП, интегрированная с информационной системой службы «112» (шифр «АС ВОЭС»).

    Разработано базовое СПО ЕДДС-01 «Автоматизированной системы взаимного оповещения экстренных служб, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП, интегрированной с информационной системой службы «112». Представлены Руководство пользователя; Инструкция по формированию и ведению базы данных (набор данных); Навигационный АПК «Курс»; описание программного обеспечения, правила и методика работы. В приложении даны формы выходных документов.

    Представлена эксплуатационная документация Системы информационного взаимодействия «Автоматизированной системы взаимного оповещения экстренных служб, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП, интегрированной с информационной системой службы «112» – Руководство по администрированию системы информационного взаимодействия; Руководство по развертыванию системы информационного взаимодействия; исходные тексты программ.

     

    Проведение научных исследований по обоснованию рациональной технологии разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения лиц, пострадавших в результате ДТП.

     

    П. 1.2-БДД-2008.

    Сформулированы общие положения, по нормативам выполнения упражнений с аварийно-спасательным инструментом – временным, количественным и качественным показателям выполнения отделениями, дежурными сменами, подразделениями ГПС МЧС России с соблюдением последовательности, предусмотренной наставлениями, правилами, руководствами и инструкциями.

    Разработан алгоритм действий спасателей при разборке транспортных средств, деблокировании и извлечении лиц, пострадавших в результате ДТП.

    Проведены экспериментальные исследования и подготовлены предложения по разработке нормативов выполнения работ по разборке транспортных средств, деблокированию и извлечению пострадавших в ДТП. Дан анализ отечественного и зарубежного опыта в области разборки транспортных средств, деблокирования и извлечения пострадавших в результате ДТП и других работ, выполняемых при ликвидации последствий ДТП с помощью технических средств, оборудования и инструмента с учетом авиационных технологий.

    Представлена технология проведения аварийно-спасательных работ, в описании которой дано разделение места выполнения АСР на зоны. Исследована первоочередность выполнения работ по снижению или ускорению воздействия вторичных поражающих факторов ДТП на спасателей и пострадавших, а также исключение действий, способных привести к возникновению источников вторичных поражающих факторов. Приоритетность работ направлена на обеспечение доступа к пострадавшим с тяжелыми травмами. Особо выделены операции стабилизации поврежденного автомобиля; снятия остаточного напряжения с деформированного кузова аварийного автомобиля (путем перекусывания одной из стоек или силового элемента кузова с таким расчетом, чтобы перемещения, вызванные перекусом, были направлены в сторону уменьшения «зажатия» пострадавшего); отключения не сработавших систем воздушных подушек и ремней безопасности; обеспечения защиты пострадавшего от осколков и обломков поврежденного корпуса автомобиля, инструментов; деблокирования пострадавшего; оказания пострадавшему ПМП; фиксации пострадавшего; извлечения пострадавшего из поврежденного автомобиля.

    Исследованы условия выполнения упражнений личным составом подразделений ГПС МЧС России при разборке транспортных средств, деблокировании и извлечении лиц, пострадавших в результате ДТП. При разработке «Условий…» рассмотрены условия выполнения нормативов; выбор личного состава для определения времени выполнения элементов упражнения; определение нормативного времени выполнения упражнения.

    Рассмотрены правила охраны труда на месте аварии. Проведены экспериментальные исследования по обоснованию нормативов выполнения работ по разборке ТС, деблокированию и извлечению пострадавших в ДТП, в т.ч. с применением легких вертолетов.

     

    Системные исследования по организации спасения лиц, пострадавших в результате ДТП, в субъекте РФ.

     

    П. 1.3-БДД-2008.

    Исследованы возможности привлечения сил и средств гарнизона пожарной охраны субъекта РФ к ликвидации последствий ДТП на федеральных автомобильных дорогах, которые определяются на основе сведений, связанных с основными задачами гарнизона пожарной охраны субъекта РФ; организационно-штатной структурой гарнизона; укомплектованностью гарнизона техническими и иными средствами; местами дислокации гарнизона  вдоль ФАД; формами несения дежурства гарнизона.

    Разработаны научно-обоснованные предложения по оптимизации технической оснащенности и дислокации ПСФ МЧС России, а также формам несения дежурства для выполнения задач ликвидации последствий ДТП.

    Представлен проект МР по планированию действий гарнизона пожарной охраны по ликвидации последствий ДТП. В МР содержатся общие положения; организация планирования действий гарнизона пожарной охраны по ликвидации последствий ДТП, в частности, разработка расписания выезда подразделений и Плана привлечения сил и средств подразделений с учетом их участия в ликвидации последствий ДТП. Даны общие положения по организации подготовки, аттестации личного состава гарнизонов по проведению АСР по ликвидации последствий ДТП. В качестве приложений представлены формы: положения о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздравсоцразвития России, участвующих в ликвидации последствий ДТП; плана прикрытия автомобильных дорог гарнизонами пожарной охраны; расписания выезда подразделений гарнизонов пожарной охраны с учетом их участия в ликвидации последствий  ДТП в субъекте РФ; плана привлечения сил и средств подразделений гарнизонов пожарной охраны к ликвидации последствий ДТП в субъекте РФ; основные принципы проведения АСР при ДТП; а также примерная программа обучения личного состава гарнизона пожарной охраны по выполнению АСР, в т.ч. по ликвидации последствий ДТП.

     

    Разработка современных образцов аварийно-спасательной и пожарной техники для ликвидации последствий ДТП.

     

    П. 1.4-2008 БДД.

    Представлено совместное решение НТУ МЧС России и ООО «СПРУТ» об утверждении

    акта приемочных испытаний опытного образца специализированного мобильного комплекта АСИ в контейнерном исполнении для ликвидации последствий ДТП.

    Опытный образец специализированного мобильного комплекта АСИ в контейнерном исполнении для ликвидации последствий ДТП, разработанный и изготовленный ООО «СПРУТ», прошел приемочные испытания. Он рекомендован для организации серийного производства (после доработки опытного образца  и корректировки РКД с присвоением ей литеры «О1»). Этот опытный образец после доработки по результатам приемочных испытаний подлежит передаче на баланс в Ивановский институт ГПС МЧС России. Результаты приемочных испытаний показали, что опытный образец может быть использован для обеспечения проведения АСР при ликвидации последствий ДТП и доставки его с помощью легкого вертолета с возможностью десантирования в режиме зависания.

    Описаны ТТХ опытного образца специализированного мобильного комплекса аварийно-спасательного инструмента в контейнерном исполнении для ликвидации последствий ДТП.

    Представлены «Программа приемочных испытаний опытного образца специализированного мобильного комплекта АСИ в контейнерном исполнении для ликвидации последствий ДТП» (шифр «Авиакомплекс ДТП МЧС»), в соответствии с которой проведены приемочные испытания на производственной базе ООО «СПРУТ» в ноябре 2008 г.,  и протоколы испытаний.

     

    Разработка комплекса мультимедийных средств обучения технологии спасения лиц, пострадавших в результате ДТП.

     

    П. 1.5-БДД–2008.

    Проанализирован опыт выполнения АСР в ДТП. Проведен анализ состояния подготовки спасателей МЧС России в области оказания помощи лицам, пострадавшим в ДТП, мероприятий по повышению уровня культуры дорожной безопасности населения, подготовки водителей категорий «В» и «С», а также учащихся в рамках профильного обучения по курсу ОБЖ в общеобразовательных учреждениях. Сформирован и обобщен перечень и содержание приемов, способов и технологических операций процесса оказания помощи лицам, пострадавшим в ДТП, в т.ч. тактики и номенклатуры средств оказания ПМП, для спасателей МЧС России, водителей автотранспортных средств, учащихся учреждений общего образования. Разработаны мультимедийное учебное пособие и компьютерная обучающая игра в области оказания помощи пострадавшим в ДТП. Представлены предложения по внедрению разработанной продукции в учебный процесс учреждений общего и дополнительного образования.

    В результате исследования созданы предпосылки существенного повышения уровня подготовки, совершенствования тактики и номенклатуры средств оказания ПМП, спасателей МЧС России, водителей автотранспортных средств, учащихся учреждений общего образования.

    Степень внедрения – разработка оригинал-макета (опытного образца).

    Эффективность предлагаемых решений определяется увеличением доли обучаемых по

    технологии спасения лиц, пострадавших в ДТП, повышением уровня освоения специалистами, водителями транспортных средств и учащимися общеобразовательных учреждений навыков, приемов и способов оказания помощи пострадавшим в ДТП.

     

    Разработка методических и нормативно-правовых основ внеаэродромного базирования вертолетов и их посадки на необорудованные площадки.

     

    П. 1.6-БДД-2008.

    Представлен буклет «Разработка методических и нормативно-правовых основ внеаэродромного базирования вертолетов и их посадки на необорудованные площадки».

    Разработана Методика определения и предложения по размещению АСВ на территориях субъектов РФ для обеспечения системы комплексной безопасности на ФАД. В ней дан краткий обзор состояния проблемы, формулировка цели и задач проекта. Рассмотрены исходные данные. Исследованы пропускная способность и интенсивность движения автотранспорта на автодорогах; основные предпосылки разработки математической модели; основные допуски, принятые при создании математической модели; основные нормообразующие показатели при выполнении АСР; логика построения модели; исходные данные, постоянная информация имитационной модели и укрупненный алгоритм. Представлены результаты реализации модели.

    Разработаны проект МР по обоснованию критериев вызова АСВ для спасения пострадавших в ДТП на ФАД и предложения по оснащению АСВ, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП на ФАД, спасательным и медицинским оборудованием. Применение МР совместно с методикой  определения  и  предложений  по  размещению  АСВ  на территориях субъектов РФ

    для обеспечения системы комплексной безопасности на ФАД позволят оптимизировать максимальное количество сохраненных жизней пострадавших в результате ДТП с минимизацией использования АСВ.

    Представлен Регламент применения АСВ при ликвидации последствий ДТП,  который позволяет определять порядок применения и все возможные ситуации, в которых необходимо использование авиации МЧС России.

    Разработаны нормативы оснащения АСВ спасательным и медицинским оборудованием. Рассмотрены нормативы оснащения: вертолетных площадок специальным оборудованием; АСВ спасательным и медицинским оборудованием; АСМ специальным оборудованием.

     

    Научный анализ сведений о ликвидации последствий ДТП на федеральных автомобильных дорогах с формированием автоматизированной базы исходных данных.

     

    П. 1.7-БДД-2008.

    Организован сбор и анализ сведений по вопросам участия АСФ в ликвидации последствий ДТП, а также предложений по Временному регламенту представления территориальными органами МЧС России информации об участии АСФ в ликвидации последствий ДТП. Представлены результаты анализа полноты входной и отчетной информации, содержащейся в АБД по участию АСФ в ликвидации последствий ДТП. Разработаны предложения по информационному взаимодействию в области ликвидации последствий ДТП ГУ МЧС России по субъектам РФ с НЦУКС и центром по мониторингу ликвидации последствий. С учетом предложений территориальных органов МЧС России оптимизированы формы представления и ввода данных в АБД ДТП. Доработано информационное наполнение АБД ДТП. Разработаны МР по работе с АБД ДТП.

    Дан отчет о проведении обучения с операторами АБД ДТП – программа подготовки операторов по работе с АБД о реагировании пожарно-спасательных подразделений (ПСП) на ДТП, представляемые территориальными органами МЧС России; а также материал для самостоятельной подготовки по работе с АБД представления территориальными органами МЧС России информации о реагировании ПСП на ДТП.

    Создана автоматизированная БД сведений о ликвидации последствий ДТП на федеральных автомобильных дорогах, используемая для информационного обеспечения деятельности Центра по мониторингу ликвидации последствий ДТП, созданного на базе ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

     

     Проведение научных исследований в области разработки учебно-методических пособий и комплектов плакатов по технологии ликвидации последствий ДТП.

     

    П. 1.8-БДД – 2008.

    Проведен анализ опыта выполнения АСР в ДТП. Проанализировано состояние подготовки учащихся общеобразовательных учреждений по курсу ОБЖ. Представлен анализ нормативной правовой и учебно-программной документации (государственных общеобразовательных стандартов, примерных программ основного и профильного обучения в области БЖД). Обоснован перечень и содержание приемов, способов и технологических операций процесса оказания помощи лицам, пострадавшим в ДТП, в т.ч. тактики и номенклатуры средств оказания

    ПМП, для учащихся учреждений общего образования.

    Представлено Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений по основам оказания помощи пострадавшим в ДТП (по примерной программе курса ОБЖ для 5 и 8 классов);  Оригинал-макет комплекта учебных плакатов для учащихся общеобразовательных учреждений по основам оказания помощи пострадавшим в ДТП (по примерной программе курса ОБЖ для 5 и 8 классов); Презентационные материалы по НИР.

    Подготовлены предложения по внедрению разработанной продукции в учебный процесс учреждений общего образования.

    Приведен оптимальный алгоритм действий участника или свидетеля ДТП по оповещению и информированию служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП. Охарактеризован порядок использования первичных и подручных средств при тушении возгораний транспортных средств.

    Рассмотрены основные правила спасения пострадавших из потерпевших аварию транспортных средств. Приведены правила эвакуации пострадавших пассажиров из аварийного легкового автомобиля, автобуса и грузового автомобиля.

    Даны сведения по основным видам травм пострадавших. Охарактеризованы простейшие приемы оказания ПМП пострадавшим при ранах, кровотечениях, способы остановки кровотечения и правила наложения повязок. Аналогичные данные приведены для ушибов, сдавливаний, вывихов, переломов, указаны их признаки и ПМП при них. Особое внимание уделено особенностям оказания ПМП пострадавшим с черепно-мозговой травмой, переломами нижней челюсти, позвоночника, костей таза, глаз. Рассмотрены приемы и правила сердечно-легочной реанимации при нарушениях дыхания и кровообращения, угрожающих жизни.

     

    Исследование и моделирование ДТП с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы, разработка алгоритма действий водителей и специальных служб, участвующих в ликвидации последствий таких ДТП.

     

    П. 1.9-БДД-2008.

    Проведены обобщение и анализ существующей нормативно-технической документации в области перевозок ОГ автомобильным транспортом, подготовлены предложения по совершенствованию нормативно-технической базы в рассматриваемой области.

    Выявлены типовые сценарии развития аварий при перевозках опасных грузов автомобильным транспортом в различных условиях, связанных с погодными условиями и инфраструктурой автомобильных дорог, и разработаны соответствующие компьютерные модели с учетом СПО НЦУКС.

    Разработаны ТЗ, проект и опытный образец ПК с использованием компьютерных моделей типовых сценариев ДТП для системы поддержки принятия решений НЦУКС и служб «112», а также обучения и проверки знаний водителей и специалистов служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП с участием транспортных средств, перевозящих ОГ, на базе Центра по мониторингу ликвидации последствий ДТП.

    Разработаны  МР  по  эксплуатации комплекса  обучения  водителей  и  специалистов  служб,

    участвующих в ликвидации последствий ДТП, с участием транспортных средств на базе Центра по   мониторингу   ликвидации   последствий   ДТП   и   применению  комплекса  для  обучения

    специалистов служб во время ликвидации последствий ДТП, перевозящих ОГ, а также на основе опытной эксплуатации ПК в Центре по мониторингу ликвидации последствий ДТП и проведения модельных исследований.

    Разработан дидактический материал (учебные программы, курсы лекционных и практических занятий) для обучения и проверки знаний водителей и специальных служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП с участием транспортных средств, перевозящих ОГ.

    Проведено обучение сотрудников Центра по мониторингу ликвидации последствий ДТП, в ведение которых будет входить организация и проведение занятий с водителями и специалистами служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП с участием транспортных средств, перевозящих ОГ.

    Разработаны научно-обоснованные предложения по алгоритмам действий экстренных служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП с участием транспортных средств, перевозящих ОГ (АХОВ, биологически опасные вещества, радиоактивные и взрывчатые вещества).

    Представлен ПК с использованием компьютерных моделей типовых сценариев ДТП – Программа и методика испытаний «Программного комплекса с использованием компьютерных моделей типовых сценариев ДТП» (ПК КМ ДТП); Описание применения ПК КМ ДТП; ведомость эксплуатационных документов; Описание программы; Руководство системного программиста (администратора); Руководство пользователя.

     

    Разработка автоматизированных экспертных систем принятия решений во время ликвидации последствий ДТП с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

     

         П. 1.10 БДД-2008.

    Проведен анализ государственного регулирования деятельности в области безопасности дорожного движения. Рассмотрены вопросы развития и обеспечения функционирования государственной системы управления в области обеспечения безопасности дорожного движения, совершенствования законодательной и нормативной правовой базы, регулирования перевозочной деятельности, подготовленности водителей. Представлен обзор нормативной базы по перевозке опасных грузов – международного  и национального законодательства по вопросам перевозки опасных грузов, государственного контроля и надзора. Разработана Методика оценки обстановки при ДТП с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы. В методике представлены порядок действий персонала, обеспечивающего перевозку опасного груза; аварийная карточка системы информации об опасности; информационная таблица системы информации об опасности; информационная карточка системы информации об опасности; предупредительные надписи и манипуляционные знаки, наносимые на упаковку опасного груза. Представлены Методика совместного реагирования транспортных предприятий, ЕДДС, подразделений МВД России и МЧС России на аварийные ситуации с опасными грузами, а также .Методика расчета требуемых сил и средств для ликвидации последствий ДТП с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

    Даны методические рекомендации операторам, системным администраторам и программистам по работе со СПО поддержки решений во время ликвидации последствий ДТП с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы. Они разработаны на основании Руководства оператора, руководства программиста и Руководства системного программиста системы поддержки принятия решений во время ликвидации последствий ДТП с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы, и устанавливают основные правила и нормы эксплуатации СПО.

     

     

    Проведение научных исследований в области обучения современным способам оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП.

     

    П. 1.11-БДД–2008.

    Проанализированы опыт выполнения мероприятий по оказанию помощи пострадавшим в ДТП, информационные материалы, интернет-ресурсы в области оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, возможности GPRS, WAP и других технологий по созданию сайтов мобильных (сотовых) телефонов.

    Сформированы и обоснованы перечень и содержание приемов, способов и технологических операций процесса оказания помощи лицам, пострадавшим в ДТП, в том числе тактики и номенклатуры средств оказания первой медицинской помощи, для различных групп населения (абонентов сотовой связи). Даны Предложения по использованию ресурсов мобильной сотовой связи для обучения в области оказания помощи пострадавшим в ДТП, предложения по внедрению разработанной продукции в процесс информирования населения о современных способах оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, в т.ч. с использованием ресурсов ОКСИОН..

    Разработаны: сайт в области оказания помощи пострадавшим в ДТП (для сотовых телефонов);  предложения  по  сопряжению сайта для сотовых телефонов с ресурсами ОКСИОН

    (порядок  обмена  информацией;  аппаратно-программная  платформа  для  сопряжения  сайта  с

    ОКСИОН; порядок выполнения мероприятий по сопряжению сайта с ОКСИОН;  основные операции по организационному, техническому и информационному сопровождению сайта; особенности коротких номеров). Степень внедрения – разработка опытного образца ПО сайта и его первичного контента (описание java-игры). Эффективность предлагаемых решений определяется увеличением доли абонентов сотовой связи, имеющих достаточный или повышенный уровень владения навыками, приемами и способами оказания помощи лицам, пострадавшим в ДТП.

    Предложения по использованию ресурсов сотовой связи для обучения в области оказания помощи пострадавшим в ДТП представлены вариантами использования ресурсов сотовой связи. Использование ресурсов сотовой связи в области оказания помощи лицам, пострадавшим в ДТП, преследует две цели:  возможность получения абонентом необходимой информации в любой точке покрытия мобильной связи (мобильный справочник в экстренной ситуации); непосредственное использование в учебном процессе.

    Обучение и информирование населения по вопросам оказания помощи пострадавшим в ДТП с использованием электронных образовательных ресурсов сотовой связи обеспечивается или достигается за счет индивидуального использования этих информационных материалов и групповой работы при выполнении самостоятельных заданий при обучении различных групп населения. При этом возможно обучение абонентов сотовой связи (пользователей) в виртуальных группах, не привязанных территориально к месту обучения.

     

    Проведение научных исследований в области разработки и внедрения

    системы сбора и ведения информации о населении и объектах инфраструктуры вдоль автомобильных дорог («ЭСМ»).

     

    П. 1.12 БДД-2008.

    По результатам работы представлены:

    -ТЗ на разработку СПО ЭСМ системы сбора и ведения информации о населении и объектах инфраструктуры вдоль автомобильных дорог;

    -Методика применения. Операторам, системным администраторам и программистам по работе со специальным программным обеспечением «Система сбора и ведения информации о населении и объектах инфраструктуры вдоль автомобильных дорог».

    Разработаны программные и аппаратные требования к системе (аппаратные компоненты, программные компоненты); порядок работы с системой (запуск программы, работа с СПО), резервное копирование. ПО системы подготовлено для интеграции возможностей современных средств сбора, аналитической обработки и визуального представления информации, а также поддержки процедур коллективного принятия решений при ДТП. Система предоставляет средства оперативного взаимодействия между структурами управления ликвидацией ДТП, обеспечивает возможность использования информации на стороне участвующих в ликвидации ДТП сил и средств.

     

    Научно-методическое обоснование технологии и организации рационального использования авиационных технологий при спасении пострадавших в ДТП.

     

    П. 1.13-2008 БДД.

    Проведен анализ отечественного и зарубежного опыта реагирования на ДТП, в т.ч. с использованием авиационных технологий – аварийно-спасательных вертолетов (АСВ). Разработан методический подход по технологии организации рационального использования вертолетов при спасении пострадавших в ДТП. Разработан Проект системы реагирования на ДТП, в т.ч. с использованием МЧС России авиационных технологий (на примере опытного участка федеральной автомобильной дороги субъекта РФ). В общих сведениях проекта рассмотрено обоснование выбора опытного участка ФАД; состояние безопасности дорожного движения в Краснодарском крае. Описана подсистема обнаружения и оповещения о ДТП, а также решения по организации взаимодействия органов управления, подразделений и сил заинтересованных ФОИВ, участвующих в ликвидации последствий ДТП. Дан состав сил и средств реагирования на ДТП, в пределах территории Краснодарского края. Рассмотрена подсистема реагирования на ДТП с использованием авиационных технологий: 1.Решения по выбору мест для размещения вертолетных площадок на территории Краснодарского края – решения по размещению вертолетов на аэродромах и вертолетных площадках; решения по оргштатной структуре; основные требования к вертолетным площадкам и вертодромам; 2.Решения по нормативно-правовому и методическому обеспечению применения вертолетов –

    мероприятия по организации дежурства вертолетов; мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы использования авиационных технологий при спасении пострадавших в ДТП; проведение тактико-специальных учений по организации поисково-спасательных работ при ДТП; 3.Решения по оптимизации технической оснащенности пожарно-спасательных формирований.

    Разработана программа проведения эксперимента реагирования на ДТП, в т.ч. с использованием спасательных авиационных технологий. В рамках подготовки эксперимента разработаны документы: замысел эксперимента; календарный план подготовки эксперимента, в котором определен ход учения и последовательность отработки учебных вопросов; ПЗ к замыслу эксперимента; расчет привлекаемых сил и средств; схемы проведения эксперимента на рабочих точках; схема управления при ДТП; перечень вертолетных площадок, необходимых для трассы М-4 «Дон»; Предложения по размещению вертолетных площадок на местности при обеспечении БДД по трассе М-4 «Дон»; Инструкция по организации взаимодействия диспетчеров АДП аэропортов с ЮОАСО ФГУАП МЧС России по организации и обеспечению вылетов дежурных сил МЧС России для оказания помощи при ЧС природного и техногенного характера, выполнения ПСР, специальных авиационных работ, мониторингу и предупреждению ЧС, авиационных перевозок,  а  также при выполнении учебно-тренировочных полетов; схема оповещения и взаимодействия при ДТП.

     

     Прочие расходы

    2008 год

     

    Внедрение программного обеспечения и сопровождение комплекса мультимедийных средств обучения технологии спасения лиц, пострадавших в результате ДТП.

     

    П. 2.1 (97)-БДД-2008.

    Представлены ч. 2. «Деблокирование и извлечение пострадавших из поврежденных автомобилей» и ч. 3. «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ДТП» «Мультимедийной энциклопедии по оказанию помощи пострадавшим в ДТП», изданной тиражом в 3000 экземпляров на DVD.

    Объем данных 1,24 ГБ. Комплектация: DVD диск с мультимедийной энциклопедией, инструкция пользователя, VIP-бокс с обложкой.

    Мультимедийная энциклопедия по оказанию помощи пострадавшим в ДТП предназначена для подготовки специалистов и обучения населения основам оказания помощи пострадавшим в ДТП. Она включает в себя текстовую, графическую, анимационную и видео информацию по технологиям спасения пострадавших в ДТП, приемам и способам оказания первой медицинской помощи, нормативным правовым актам в области оказания помощи участникам дорожного движения, терминам и определениям основных понятий.

    Мультимедийная энциклопедия содержит необходимые сведения по культуре дорожной безопасности, правилам безопасного поведения водителей и пешеходов на улицах и дорогах, статистику дорожно-транспортной аварийности.

    Мультимедийная энциклопедия по оказанию помощи пострадавшим в ДТП предназначена для подготовки специалистов и обучения населения основам оказания помощи пострадавшим в ДТП. Она включает в себя текстовую, графическую, анимационную и видео информацию по технологиям спасения пострадавших в ДТП, приемам и способам оказания первой медицинской помощи, нормативным правовым актам в области оказания помощи участникам дорожного движения, терминам и определениям основных понятий. Мультимедийная энциклопедия содержит необходимые сведения по культуре дорожной безопасности, правилам безопасного поведения водителей и пешеходов на улицах и дорогах, статистику дорожно-транспортной аварийности.

     

    Издание учебно-методических пособий и комплектов плакатов по технологии ликвидации последствий ДТП.

     

    П. 2.2 (98)-БДД–2008.

    Представлен Учебник для подготовки спасателей по технологиям спасения пострадавших в ДТП.

    В настоящем учебнике изложены вопросы, связанные с ДТП и организацией аварийно-спасательных работ по спасению пострадавших в ДТП.

    Первая глава учебника посвящена ключевым проблемам ДТП, их влиянию на социально-экономическое развитие страны, ответственности водителя и государства, медицинским аспектам ДТП, программам повышения безопасности дорожного движения. Вторая глава учебника посвящена вопросам проведения АСР при ДТП. В ней рассматриваются организация и технологии проведения работ по деблокированию и извлечению пострадавших из поврежденных транспортных средств, аспекты организации  взаимодействия различных органов управления и сил, участвующих в аварийно-спасательных работах при ДТП. Учебник предназначен для АСФ МЧС России. Он может быть полезным для широкого круга читателей, интересующихся вопросами предотвращения ДТП.


    Сбор данных по применению различных систем обнаружения и оповещения о дорожно-транспортных происшествиях.

     

    П. 2.4 (101)-БДД-2008.

    Организован сбор сведений по вопросам существующих систем обнаружения ДТП в субъектах РФ на примере Курской области, в которой принята областная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Курской области в 2006-2012 годах». Дана общая характеристика инфраструктуры и автомобильных дорог Курской области; анализ действующей системы обнаружения ДТП и оповещения. Организовано информационное обследование дежурно-диспетчерских служб Курской области о существующих системах обнаружения и оповещения о ДТП. Проведен анализ сведений об этих системах в субъектах РФ. Разработаны предложения по повышению эффективности сбора этих данных от территориальных органов МЧС России.

    Реализован план прикрытия автомобильных дорог области  аварийно-спасательными службами и пожарными подразделениями ППС Курской области.

    Определен порядок получения информации и реагирования, решены вопросы взаимодействия при ликвидации этого вида ЧС, вопросы координации сил и средств.

    Разработаны и дополнены форма 1/ДТП по учету сведений об участии АСФ в ликвидации последствий ДТП и регламент представления сведений территориальными органами МЧС России об участии АСФ в ликвидации последствий ДТП для осуществления сбора и анализа эффективности применяемых систем обнаружения ДТП в субъектах РФ. Приведена Инструкция по работе с автоматизированной базой данных о реагировании ПСП на ДТП.

     

    Проведение натурных экспериментов по разборке транспортных средств, деблокированию и извлечению лиц, пострадавших в результате ДТП.

     

    П. 2.5 (102)-БДД–2008.

    Представлен анализ ДТП на основе работы по разборке транспортных средств, деблокированию пострадавших, выполняемых в ходе ликвидации последствий ДТП. Проведены натурные эксперименты по отработке технологий выполнения АСР при ДТП, целью которых является повышение эффективности проведения АСР при ДТП. По результатам экспериментов отработана технология выполнения АСР при ДТП, определен оптимальный комплект АСИ, отработаны варианты нормативов по деблокированию пострадавших, даны предложения по совершенствованию АСИ, отработаны технологические карты.

    Обоснована блок-схема и разработан макет виртуального компьютерного тренажера по обучению спасателей приемам и способам разборки транспортных средств, деблокированию и извлечению лиц, пострадавших в результате ДТП.

    Проведен научно-практический семинар с курсантами 4-го курса Академии гражданской защиты МЧС России и Ивановского института ГПС МЧС России по технологиям разборки транспортных средств, деблокированию и извлечению пострадавших в результате ДТП.

    Разработаны Рекомендации по составу комплексов АСС для ведения АСР при ДТП, а также Рекомендации по техническому оснащению и дислокации АСМ для ликвидации последствий ДТП в пилотной зоне по внедрению комплексной системы обеспечения безопасности и спасения пострадавших в результате ДТП, с привязкой к ФАД М-4 «Дон» на участке Москва-Воронеж.

    Представлен отчет о проведении научно-практического семинара с курсантами 4-го курса АГЗ МЧС России и Ивановского института ГПС МЧС России по технологиям разборки транспортных средств, деблокированию и извлечению лиц, пострадавших в результате ДТП.

    По итогам проведения семинара представлены: отчет о его результатах, включающий программу проведения семинара, план его проведения, тезисы докладов выступающих на семинаре, фотоматериалы практического показа специалистами приемов и способов ведения АСР при ликвидации последствий ДТП и оказанию первой помощи, пострадавшим в ДТП и отработке слушателями этих технологий.

     

    Апробация и введение в действие регламента взаимодействия ведомственных дежурных (диспетчерских) служб по организации ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

     

    П. 2.6 (103)-БДД-2008.

    Проведен  анализ существующих систем оповещения и зон ответственности экстренных служб, привлекаемых для ликвидации ДТП (применительно к ФАД М-4 «Дон»). Создан программно-технический комплекс для решения оптимизационных задач по распределению сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП, и разработано СПО для решения задач по диспетчеризации, навигации и автоматизированному управлению РСЧС (СПО АСУ ДТП).

    ПТК для решения оптимизационных задач по распределению сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП, предназначен для определения оптимально расположенных к месту ДТП сил и средств, необходимых для привлечения к ликвидации последствий ДТП.

    Представлена эксплуатационная документация на ПТК для решения оптимизационных задач по распределению сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП. Разработаны Руководство системного программиста  и Руководство оператора СПО АСУ ДТП.

    Руководство системного программиста содержит руководство администратора ПТК для решения оптимизационных задач по распределению сил и средств, привлекаемых к ликвидации последствий ДТП, в составе: стационарного АРМ и мобильного АРМ. В документе представлены назначение программы, условия выполнения программы в части технических и программных средств, порядок установки и настройки программы.

    В Руководстве оператора ПТК АСУ ДТП  представлены назначение программы, функции программы, условия выполнения программы в части технических и программных средств, запуск программы и ее выполнение, сообщения, выдаваемые оператору в ходе выполнения программы.

     

    Внедрение в действие регламента выполнения спасательных работ на месте дорожно-транспортного происшествия.

     

    П. 2.7 (104)-БДД-2008

    Определена потребность АСФ и ПСС в Наставлении и Руководстве и других документах по технологии и организации проведения АСР при ДТП. Определена эффективность применения Наставления и Руководства в проведении АСР при ДТП.

    Апробация Методики была проведена в аварийно-спасательном отряде ГУ МЧС России по Нижегородской области, в ПСС МЧС России субъектов Федерации СЗФО, аварийно-спасательном отряде г. Новочеркасска, АСФ гг. Батайска и Курска, ПСС г. Ростова-на-Дону. По результатам апробации Методики в ПСС и АСФ подготовлены технологические акты.

    В технологических актах приведены предложения по результатам апробации Методики, которые рассмотрены в отчете, и по ним выработаны предложения по их дальнейшему применению.

    При определении потребности ПСС и АСФ в Наставлении и Руководстве в проведении АСР при ДТП учитывались: количество ПСС и АСФ МЧС России, принимающих участие в проведении АСР при ДТП; количество дежурных смен ПСС и АСФ МЧС России, принимающих участие в проведении АСР при ДТП; количество органов управления, организующих проведение АСР при ДТП; количество центров управления в кризисных ситуациях МЧС России, организующих взаимодействие сил и средств, принимающих участие в ликвидации последствий ЛТП; количество учебных заведений, в которых проходят обучение, переподготовку и повышение квалификации специалисты ПСС, АСФ, ЦУКС и органов управления, участвующих в проведении АСР при ДТП.

     

    Организационное и техническое обеспечение процесса обучения современным способам оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП.

     

    П. 2.8 (105)-БДД–2008.

    Проведен анализ учебно-практических задач, отрабатываемых спасателями МЧС России и сотрудниками служб, участвующими в ликвидации последствий ДТП, в т.ч. по деблокированию и извлечению пострадавших из поврежденных транспортных средств, оказанию им ПМП, ликвидации последствий автомобильных аварий, связанных в перевозкой опасных грузов, локализации и ликвидации возгораний транспортных средств при ДТП, а также ликвидации последствий аварий на железнодорожных переездах.

    Модернизировано СПО компьютерного тренажера для отработки технологий деблокирования и извлечения лиц, пострадавших в результате ДТП, из поврежденных транспортных средств, ликвидации последствий ДТП, связанных с радиоактивным загрязнением и химическим заражением местности, разливом ГСМ, ликвидации последствий ДТП на железнодорожных переездах. Проведено тестирование и доработка СПО компьютерного тренажера.

    Представлены: 1.Концепция основных направлений повышения уровня подготовки участников ДД и ликвидации последствий ДТП; 2.ТЗ на модернизацию СПО компьютерного тренажера для отработки технологий деблокирования и извлечения лиц, пострадавших в результате ДТП, из поврежденных транспортных средств, ликвидации последствий ДТП, связанных с радиоактивным загрязнением и химическим заражением местности, разливом горюче-смазочных материалов, ликвидации последствий ДТП на железнодорожных переездах; 3.Компакт-диск с макетом модернизированного СПО компьютерного тренажера; 4.ТЗ на создание типового учебно-методического комплекса по обучению учащихся общеобразовательных учреждений и других категорий населения современным способам оказания помощи лицам, пострадавшим в ДТП на базе Центра по мониторингу ликвидации последствий ДТП; 5.Мастер-диск модернизированного СПО компьютерного тренажера.

     

    Внедрение в подразделениях служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, современных образцов аварийно-спасательной техники.

     

    П. 2.9 (106)-БДД–2008.

    Разработаны программы проведения опытной эксплуатации образцов, согласованные с Заказчиком; получены результаты опытной эксплуатации образцов в СЗРПСО МЧС России; дан анализ результатов опытной эксплуатации образцов и предложения и рекомендации по совершенствованию образцов с целью повышения эффективности их применения в подразделениях МЧС России. Представлены видеоруководство по способам оказания ПМП пострадавшим в ДТП (тираж отправлен в ПСФ городов Москва и Санкт-Петербург); типовой перечень специального оборудования для комплектования АСМ для ликвидации последствий ДТП; проекты приказов о принятии на снабжение МЧС России образцов АСС, прошедших опытную эксплуатацию в СЗРПСО МЧС России.

    Видеоруководство предназначено для пооперационного обучающего показа последовательности действий экипажа спасателей по способам оказания первой помощи (в т.ч. медицинской) при деблокировании и извлечении пострадавших из аварийного автомобиля при типовых видах деформации кузова. Видеоруководство по способам оказания первой помощи пострадавшим в ДТП выполнено в DVD-формате продолжительностью 40 минут и содержит основные операции по оказанию помощи пострадавшим при ДТП с видеопоказом на натурных объектах. Оно отредактировано по результатам проведения опытной эксплуатации АСС для ликвидации ДТП в СЗРСПО МЧС России.

      

    Внедрение регламента действий водителей, сотрудников дорожно-патрульной службы и аварийно-спасательных служб во время ликвидации последствий ЛТП с участием транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

     

    П. 2.10 (107)-БДД–2008.

    Проведен анализ функционирования регламента информационного взаимодействия и стандартов обмена данными в составе пилотного программно-аппаратного комплекса взаимного оповещения дежурных (диспетчерских) служб в рамках пилотного региона. Выработаны предложения по совершенствованию программно-аппаратного комплекса взаимного оповещения дежурных (диспетчерских) служб. Рассмотрены результаты доработки пилотного программно-аппаратного комплекса взаимного оповещения дежурных (диспетчерских) служб. Разработаны методические рекомендации (МР) по обучению сотрудников дежурных (диспетчерских) служб по использованию программно-аппаратного комплекса взаимного оповещения дежурных (диспетчерских) служб.

    Проведенный анализ функционирования регламента информационного взаимодействия и стандартов обмена данными в составе пилотного программно-аппаратного комплекса взаимного оповещения дежурных (диспетчерских) служб, находящегося в опытной эксплуатации в ЦУКС ГУ МЧС России по Ленинградской области, позволил подготовить предложения по повышению эффективности действий ДДС при ликвидации последствий ДТП на основе введения единых правил информационного обмена.

    На основе анализа результатов, полученных при опытной эксплуатации программно-аппаратного  комплекса   взаимного   оповещения  дежурных  (диспетчерских)  служб  в  рамках

    пилотного региона в Ленинградской области (трасса М-10 «Россия»), и проведенных исследований разработаны предложения по его совершенствованию. По результатам доработки пилотного программно-аппаратного комплекса взаимного оповещения дежурных (диспетчерских) служб подготовлен отчет.

    МР по обучению сотрудников дежурных (диспетчерских) служб по использованию программно-аппаратного комплекса взаимного оповещения дежурных (диспетчерских) служб разработаны  с учетом опыта подготовки диспетчеров дежурных служб, а также на основе данных, полученных в результате опытной эксплуатации в Ленинградской области. В МР в разделе 4.1 дана общая характеристика и содержание документа; в разделе 4.2 «Общие положения» приведены основные требования к ДДС при ликвидации последствий при ДТП, охарактеризованы сущность и задачи ведомственных ДДС различного территориального уровня, показана их структура, а также состав ПАК ОДС. Рассмотрены основные виды занятий, формы и методы обучения. Даны общие рекомендации по подготовке преподавателей к проведению занятий. Приведен состав учебно-материальной базы для обучения сотрудников ДДС по использованию ПАК ОДС. В разделе 4.3 приведены общие требования, предъявляемые к организации обучения сотрудников ДДС. Рассмотрен порядок подготовки и проведения занятий. Указаны требования к уровню знаний и умений, предъявляемых к сотрудникам ДДС, прошедших обучение на ПАК ОДС. В завершение указан рекомендуемый перечень учебно-методической литературы, учебного имущества и оборудования.

     

     Апробация и введение в действие системного проекта по организации работ по ликвидации последствий ДТП в субъекте РФ.

     

    П. 2.11(109)-БДД-2008.

    В работе рассмотрены все используемые системы обнаружения ДТП Смоленской области и оповещения о них экстренных оперативных служб. Анализ эффективности существующих систем обнаружения ДТП проводился по критериям оперативности, точности и достоверности обнаружения места ДТП. Предложения по развитию и интеграции систем обнаружения и оповещения о ДТП с учетом существующих ресурсов министерств и ведомств увязаны с работами, проводимыми в рамках ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» и работами по созданию НЦУКС и РЦУКС.

    Произведен анализ участия сил и средств гарнизона пожарной охраны субъекта РФ – ГУ МЧС России по Калужской области – по ликвидации последствий ДТП. Подготовлены и обоснованы предложения по совершенствованию порядка выезда и применения сил и средств гарнизона пожарной охраны субъекта РФ при ликвидации последствий ДТП. Разработаны МР по разработке расписания выезда сил и средств гарнизона пожарной охраны субъекта РФ для ликвидации последствий ДТП.

    Изучен опыт функционирования экстренных оперативных служб в России. Дана оценка размещения, состояния и технического оснащения сил средств системы РСЧС, предназначенных для реагирования на ДТП. Рассмотрены оперативное реагирование на ДТП на территории Калужской области и организация работ по оказанию помощи пострадавшим. Представлен План прикрытия автомобильных дорог Калужской области при ЧС, связанных с ДТП, ОБДПС «Воробьи». Приведена Методика расчета реагирования подразделений ГПС МЧС России на ДТП, связанные с тушением пожаров, проведения спасательных работ, а также ликвидации различных ЧС на транспорте (Академии ГПС МЧС России).

    Методика рассматривает возможные варианты выбора маршрутов следования пожарных подразделений к месту ДТП, факторы, влияющие на время следования пожарных автомобилей.

    В методике приведен примерный алгоритм расчета критических скоростей движения пожарных автомобилей (ПА) при вызове на ДТП с учетом различных природно-климатических и дорожных условий и типов аварийно-спасательной и пожарной техники. Даны рекомендации по сравнению времени следования по различным маршрутам.

     

    Организационно-техническое обеспечение федеральных аварийно-спасательных формирований.

     

    П. 2.12 (110)-БДД-2008.

    Разработаны проекты Типовых инструкций, которые в соответствии с действующим законодательством разрабатываются федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся специалисты, участвующие в тех видах работ, обеспечение безопасности которых отражено в соответствующих типовых инструкциях.  Разработаны проекты Типовой инструкции по организации безопасного проведения АСР при ликвидации последствий ДТП, Инструкции по общим правилам техники безопасности и охраны труда при проведении АСР при ликвидации последствий ДТП, Положение по организации оценки и проверки знаний по охране труда спасателей, проведению инструктажа и допуска спасателей к проведению АСР при ликвидации последствий ДТП.

    Проведено редактирование и тиражирование интерактивного диска для обучения персонала

     основам эксплуатации аварийно-спасательной техники, тираж которого разослан в региональные центры МЧС России (Обучающая программа «Основы эксплуатации АСТ при ликвидации ДТП»). При этом разработано Руководство по установке, настройке и использованию интерактивного диска для обучения персонала основам эксплуатации АСТ.

    Проведен анализ современных разработок технических средств и предложений для ведения АСР при ликвидации последствий ДТП в целях организации выставочных экспозиций. Разработаны макеты плакатов для выставки в рамках Всероссийского сбора по подведению итогов в системе МЧС России.

     

    Проведение опытной эксплуатации элементов системы комплексной безопасности федеральных автомобильных дорог с использованием авиационных технологий при ликвидации последствий ДТП на примере субъекта РФ.

     

    П. 2.13-БДД-2008.

    Выполнен анализ работ в области обоснования рационального применения вертолетов для спасения пострадавших в ДТП. Разработана программа проведения эксперимента реагирования на ДТП, в т.ч. с использованием спасательных авиационных технологий. Программа включает в себя и порядок определения опытного участка ФАД. Представлены: замысел эксперимента с пояснительной запиской; календарный план его подготовки; расчет привлекаемых сил и средств; схемы проведения эксперимента на рабочих точках; схема управления при ДТП; схема оповещения и взаимодействия при ДТП.

    Проведен сбор и анализ сведений по инфраструктуре ФАД на примере субъектов РФ. Организован и проведен эксперимент (тактико-специальное учение) по отработке авиационных технологий при спасении пострадавших в ДТП на опытном участке ФАД. Проведен анализ результатов эксперимента по отработке авиационных технологий при спасении пострадавших в ДТП на опытном участке ФАД. Для решения этой задачи предлагается создать инфраструктуру комплексной безопасности на ФАД М-4, М-10и   М-7, которая включает силы и средства, оснащенные современной авиационной и спасательной техникой, задействованные на ликвидацию последствий ДТП, в т.ч. для оказания помощи и спасения пострадавших; здания, сооружения, информационно-аналитические комплексы для обеспечения деятельности этих сил; современные системы терминальных комплексов информирования участников дорожного движения; современные мобильные комплексы первоочередного жизнеобеспечения пострадавших и спасателей.

    Разработаны рекомендации по совершенствованию реагирования на ДТП, в т.ч. с использованием вертолетных технологий при спасении пострадавших в ДТП. Исследован перечень задач, выполняемых с использованием вертолетов, и основные требования, предъявляемые к ним. Разработаны технология применения вертолетов и правила оказания медицинской помощи и проведения аварийно-спасательных работ. Описаны особенности применения вертолетов в условиях мегаполисов. Представлен состав оборудования вертолетов и обеспечение применения вертолетов. Рассмотрено нормативное правовое и методическое обеспечение применения вертолетов.