Интервью от 03.09.2017
  • 03.09.2017

    Интервью с куратором Центра мониторинга ликвидации последствий ДТП МЧС России, начальником научно-исследовательского центра ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Виталием Павловичем Сломянским

       Широко известна сохраняющаяся в стране проблема высокой аварийности на автомобильных дорогах и устрашающие цифры по погибшим и раненым в них гражданам. В решении проблем безопасности дорожного движения на федеральном уровне задействованы многие министерства и ведомства. О деятельности в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий беседуем с куратором Центра мониторинга ликвидации последствий ДТП МЧС России, начальником научно-исследовательского центра ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) Виталием Павловичем Сломянским.


    Виталий Павлович, «МЧС России» – аббревиатура, ведомство, которое известно каждому гражданину нашей страны как символ надежды и спасения. Ваше министерство решает много важнейших задач, и спасатели всегда находятся там, где случилась беда, разбушевалась стихия. Но, кроме этого, на дорогах нашей страны ежедневно происходят сотни автомобильных аварий, в которых также погибают и страдают люди. Расскажите, какие задачи у МЧС России в сфере безопасности дорожного движения?

    Разумеется, обеспечение безопасности населения, в том числе на автомобильных дорогах, задача комплексная и требует участия многих профильных министерств и ведомств. Если в задачи, например,
    Минтранса России или ГИБДД входят контроль состояния и эксплуатации автомобильных дорог, организация движения транспортных средств, то    МЧС России в рамках своей компетенции участвует в спасении граждан, попавших в автоаварию и нуждающихся в экстренной помощи 

    Так, эффективность системы оказания помощи и спасения пострадавших в ДТП основывается на своевременном оповещении экстренных служб, организации их взаимодействия на всех уровнях реагирования, профессиональной и технической готовности реагирующих подразделений, а также способности гражданского общества к оказанию помощи пострадавшим в ДТП.


    Если рассматривать такую деятельность министерства как системную работу, возникает вопрос: какие руководящие органы и подразделения МЧС России занимаются данной проблемой и насколько она обустроена в Вашем ведомстве?

     Вопросы развития системы спасения пострадавших в ДТП на уровне центрального  аппарата отнесены к компетенции Департамента готовности сил и специальной пожарной охраны, Департамента гражданской защиты и других подразделений. Кроме того, следует отметить, что, исходя именно из соображений комплексности и масштабности данного направления деятельности, в 2007 на базе ведущей научной организации стран СНГ по проблемам защиты от чрезвычайных ситуаций – Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций – создан Центр мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, к функциям которого относятся организационно-методическое, информационно-аналитическое сопровождение и экспертная поддержка органов управления МЧС России всех уровней в области развития системы оказания помощи пострадавшим в ДТП.

    В общем понимании, МЧС России – это спасатели и пожарные, вертолёты, которые на месте аварии оказывают помощь и спасают людей. Вы сейчас упомянули специальный центр, который, как представляется, решает системные задачи. Пожалуйста, расскажите подробнее о направлениях деятельности Центра, его возможностях и результатах за 10 лет работы.

    Центр ДТП – это подразделение ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), к задачам которого относится, в первую очередь, ежедневный мониторинг организации реагирования пожарно-спасательных подразделений на ДТП независимо от их форм собственности. Это подразделения МЧС России, субъектовая и муниципальная пожарная охрана. Мы охватываем все аспекты такой деятельности, включая нормативное и методическое обустройство, вопросы подготовки профессионального контингента, технического оснащения и, как результат, каждый выезд наших подразделений на ДТП.

    В качестве инструмента такого мониторинга Центром используется собственное программное обеспечение – информационно-аналитическая система в области ликвидации последствий ДТП (ИАС-ДТП), которая с 2013 года имеет статус федеральной информационной системы.

    Все получаемые сведения подлежат детальному анализу, результаты которого являются в последующем исходными данными для разработки и корректировки методических документов, инструкций, наставлений по ликвидации последствий ДТП, разрабатываемых Центром и имеющих гриф МЧС России.


    Каким образом работает информационно-аналитическая система?

    ИАС-ДТП является территориально–распределенной системой и включает более десяти функциональных модулей, направленных на сбор статистической информации, ведение реестров и банков данных для поддержки принятия решений, а также на обеспечение подготовки как профессионального контингента, так и простого обывателя к действиям по ликвидации последствий ДТП и поведению в случае автоаварий.

    В каждом главном управлении МЧС России, в каждом регионе есть закреплённые приказами ответственные сотрудники, подготовленные к работе с ИАС-ДТП, которые ежедневно вносят в неё проступившую информацию.

    Так, каждый выезд подразделения на ДТП у нас имеет свою электронную карточку, в которой можно посмотреть полную информацию по времени и источниках поступления сигнала, задействованных экстренных службах, выполненных на месте ДТП аварийно-спасательных работах, количестве спасенных, действиях по оказанию первой помощи, используемой технике, аварийно-спасательном инструменте. В каждой такой карточке более 40 полей по характеру информации. В конечном итоге, система позволяет формировать необходимую статистику по стране, федеральным округам, субъектам Российской Федерации. На основе этих данных ежеквартально готовится и представляется руководству Министерства информационно-аналитический бюллетень, позволяющий оценить общее состояние системы спасения пострадавших в ДТП и принимать при необходимости требуемые управленческие решения.

    Важно отметить, что по поручению Президента Российской Федерации создаётся интернет-ресурс «безопасныедороги.рф», содержащий информацию о ситуации на автодорогах. Оператором сайта выступает Минкомсвязи России. Определено, что накапливаемые в ИАС-ДТП сведения о размещении сил и средств МЧС России вдоль автомобильных дорог, «карточки» выезда на ДТП будут передаваться на сайт для опубликования в виде открытых данных. Такая прозрачность, на наш взгляд, за счёт расширения гражданского контроля, позволит еще более повысить эффективность применения сил и средств, качество проводимых на месте ДТП работ.


    Вы упомянули возможности по подготовке гражданского населения к действиям в случае автоаварий. Какие это возможности, инструменты?

    На платформе ИАС-ДТП функционирует информационно-образовательный портал по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в ДТП – dtprescue.ru. На портале представлено огромное количество различных материалов от нормативной правовой базы, инструкций и рекомендаций до технологических схем, алгоритмов оказания помощи, приёмов и способов наложения повязок при травмах. Имеются материалы для различных категорий населения, специалистов и обывателей. Как показывает практика, у нас посещаемость портала более 30 000 просмотров в год. Иногда значительно больше. Общаясь на тематических форумах и конференциях с профессиональным сообществом, мы знаем, что наши материалы имеют высокую востребованность у инструкторов, преподавателей учебных центров, институтов. Очень полезный ресурс.

    Кроме того, по запросам компаний и учреждений специалистами Центра ДТП проводятся занятия для их работников по тематике транспортной культуры безопасности в России с учётом её развития и нормативного обустройства. Например, такие занятия были проведены для российского офиса крупной мировой компании по производству газов для промышленности, здравоохранения и защиты окружающей среды.


    Ваши занятия охватывают только взрослую, трудоспособную аудиторию населения? Другие категории каким-то образом задействуются?

    Безусловно, мы исходим из того, что культура транспортной безопасности, как и безопасность в быту, на воде, другая, должна закладываться и культивироваться с детства. В этой связи, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) во взаимодействии с Департаментом образования города Москвы в 2010 году создана городская экспериментальная площадка «Разработка системы формирования транспортной культуры обучающихся как фактор успешной профилактики детского дорожно-транспортного травматизма».

    Основными результатами работы площадки следует считать  разработку и реализацию программ «Безопасность на улицах и дорогах», создание интерактивных карт «Безопасный маршрут», проведение семинаров для специалистов, ответственных за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях.

    Учитывая, что в современной Москве образовательные учреждения – это комплексы, состоящие из нескольких дошкольных учреждений и средних школ (наиболее активными участниками площадки являются ГБОУ             «Школа № 97» и ГБОУ «Романовская школа»), возможно говорить об охвате возрастных групп с дошкольного возраста до выпускных классов.  Кроме того, проделана большая работа по тиражированию пособий, трансляции накопленного опыта в средствах массовой информации.

    С учётом результатов экспериментальной деятельности, по инициативе Центра ДТП ежегодно в один день во всех школах страны силами подразделений МЧС России проводится Всероссийский урок безопасности жизнедеятельности на тему формирования культуры дорожной безопасности и правил поведения в случае автомобильной аварии. 

    К вопросу о подготовке населения к действиям при ДТП, о пропаганде спасательного дела, ценностей пожарно-спасательного братства отмечу, что на базе взаимодействующих в рамках площадки школ сформированы коллективы учащихся 10-11 классов, которые в факультативном порядке проходят подготовку по приёмам и способам ведения аварийно-спасательных работ при ДТП. В дополнение к теории молодёжь на базе ФКУ «Пожарно-спасательный центр города Москвы» под руководством опытных спасателей отрабатывает практические приёмы по разборке автомобилей на специальных тренажёрах, оказанию первой помощи пострадавшим. Ежегодно такие тренировки завершаются показательными выступлениями ребят на Международном салоне «Комплексная безопасность» и следует отметить, что уровень подготовки команд не ниже профессиональных спасателей.


    Как в практическом плане осуществляется подготовка пожарных и спасателей? Какие это методы?

    Подготовка пожарных и спасателей к действиям по ликвидации последствий ДТП – многогранный, широко организованный процесс. Здесь следует в первую очередь остановиться на том, что с течением времени развиваются как сами транспортные средства, их системы активной и пассивной безопасности, так и индустрия спасения, спасательная техника, инструмент, и, как следствие, технологии выполнения спасательных работ.

    Одна из задач Центра ДТП – изучение и адаптация передового опыта к условиям нашей страны, организационно-штатным структурам и возможностям подразделений. На протяжении многих лет мы работаем в этом направлении. Издаются соответствующие учебные пособия, инструкции, рекомендации.

    Так, в результате совместной работы сотрудников Центра ДТП и пожарных города Висбадена (Германия), на основе зарубежного передового опыта подготовлена книга «Проведение спасательных работ при дорожно-транспортных происшествиях», материалы которой адаптированы к организационным особенностям и техническим возможностям пожарной охраны России.

    В век информационных технологий многие учебные материалы выпускаются в форме мультимедийных пособий, интерактивных обучающих игр и программ, содержащих необходимый контент, в том числе схемы устройства автомобилей, пошаговые видеоролики их разборки с указанием возможных и опасных мест перекусывания кузовных элементов. Все материалы регулярно рассылаются во все регионы, в каждое образовательное учреждение МЧС России.

    В практическом плане приёмы и навыки действий по ликвидации последствий ДТП личный состав отрабатывает в ходе учений и тренировок. В каждом пожарно-спасательном гарнизоне ежеквартально проводятся тактико-специальные учения с привлечением всех взаимодействующих экстренных служб. Отрабатываются вопросы оповещения, прибытия к месту аварии, организации работ. Центром ДТП выпущен ряд рекомендаций, в соответствии с которыми территориальным органам управления МЧС России предлагается учитывать природно-климатические и социально-экономические особенности регионов при проведении практических мероприятий.

    Отдельной формой подготовки личного состава являются соревнования. У нас в системе ежегодно, в три этапа – субъект федерации, федеральный округ, всероссийский финал – организуются и проводятся соревнования на звание «Лучшая команда МЧС России по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте». Фактически, в рамках соревнований подготовку проходит каждое пожарно-спасательное подразделение страны. Объём упражнения – полная разборка автомобиля с удалением вокруг условных пострадавших остекления, дверей, крыши специальным аварийно-спасательным инструментом и оказанием первой помощи. Следует отметить, что разные команды применяют свою допустимую тактику такой разборки транспортного средства. При этом соревновательный дух мероприятия, согласованность по месту и времени проведения способствуют передаче опыта более подготовленных менее подготовленным подразделениям. И это главный результат. В 2017 году, кстати, лучшая команда МЧС России – команда Московской области, ФКУ «Мособлпожспас».


    Для эффективного спасения пострадавших в ДТП, вероятно, должны применяться отвечающие условиям современности техника, оборудование, технологии. Как обстоят дела в этом направлении в  МЧС России? У Центра ДТП есть свои технические разработки?

    МЧС России всегда уделяет большое внимание качеству технического оснащения подразделений, уровню развития спасательных средств и технологий. Если говорить о технической готовности к ликвидации аварий на автодорогах, то и этот вопрос министерство не оставляет без внимания.

    В первую очередь следует отметить, что активно развиваются технологии экстренного реагирования. Что это такое? Это пожарно-спасательные мотоциклы и квадроциклы, оборудованные необходимым аварийно-спасательным инструментом, пожарно-техническим вооружением, медицинскими укладками. Применение такой техники осуществляется в составе специализированных частей или групп экстренного реагирования путём беспрерывного патрулирования населённых пунктов, участков автодорог по маршрутам, которые разрабатываются заранее, с учётом очагов аварийности, интенсивности дорожного движения и иных рисков. Сегодня такие подразделения несут службу в Воронеже, Волгограде, Краснодаре, Сочи, Москве, Казани и других городах.

    Кроме того, с точки зрения прикрытия участков дорог на большом удалении от населённых пунктов, следует упомянуть мобильный комплекс типа «Кирасир» – пожарный автокемпер, в котором размещаются мотоциклы и квадроциклы, но в дополнение к этому есть модуль для проживания и питания личного состава с кухней, гигиеническим отсеком, что даёт возможность нести посменное дежурство либо у поста ГИБДД, либо, например, на площадке для отдыха водителей.

    Остановлюсь на мобильном программно-техническом комплексе обеспечения аварийно-спасательных работ при  ДТП, являющемся разработкой ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). В 2015-2016 годах по заказу                 МЧС России мы создали и успешно апробировали комплекс, состоящий из трёх технических модулей: средства сбора и обработки информации, комплекса средств воздушного мониторинга и метеокомплекса. Устанавливаемый на беспилотный летательный аппарат набор датчиков и реализованное программное обеспечение с используемыми в нём методиками расчёта дают уникальные возможности по оценке в режиме реального времени возможной химической, радиационной, пожаро- и взрывоопасной обстановке с учётом фиксируемых метеопараметров в зоне ведения аварийно-спасательных работ при крупных чрезвычайных ситуациях на дороге либо на находящимся в непосредственной близости промышленном объекте. Другой программный модуль позволяет получать информацию по расположениям подушек безопасности при введении марки и модели автомобиля, что немаловажно для безопасности как пострадавших, так и самого спасателя. В настоящее время такой комплекс используется в специализированной пожарно-спасательной части Московской области, в скором времени появятся усовершенствованные модификации.

    Следует отметить, что руководством министерства поддержана наша идея о проведении в июле т.г. на территории Тверской области, имеющей развитую сеть автодорог, научно-практического эксперимента по отработке вопросов взаимодействия экстренных служб при ликвидации последствий ДТП. В ходе эксперимента планируются учения, отработка и установление нормативов и временных параметров реагирования на ДТП, в том числе с учётом применения современных технологий.


    В дополнение к необходимым составляющим системы спасения пострадавших в ДТП, которые Вы упомянули, организации подготовки населения, может быть, есть ещё какие-либо направления деятельности, направленные на пропаганду культуры дорожной безопасности в обществе?

    В МЧС России закреплены важность и необходимость работы территориальных органов с автошколами в вопросах подготовки будущих водителей. В автошколах организуются «уголки спасателей», в которых представлены литература, памятки, первичные средства оказания помощи пострадавшим. Координация и контроль такой деятельности, возложены на Центр ДТП.

    Кроме того, перспективным направлением следует считать организацию взаимодействия МЧС России, МВД России, Минздрава России с обществами автомобилистов, водителей-дальнобойщиков, байкерами.

    Так, например, представляется возможным привлекать сообщества дальнобойщиков, клубы байкеров не только к информированию экстренных служб о ДТП, но и к оказанию помощи пострадавшим.

    Важно учитывать, что органы власти без дополнительной нагрузки на бюджеты всех уровней, путём организации минимальной подготовки членов общественных объединений  могли бы получить «армию помощников» на дорогах страны. А это десятки, может быть, сотни спасенных жизней.


    В заключение что бы Вы отметили в качестве основного результата деятельности Центра ДТП за 10 лет его существования?

    Очевидно, что наиболее показательным результатом нашей работы может являться уровень состояния системы спасения пострадавших в ДТП, который можно проиллюстрировать в статистических данных.

    Так, если в 2010 году у нас реагирование осуществлялось только на половину ДТП с пострадавшими, то сегодня подразделения МЧС России выезжают на 8 ДТП из 10-ти.

    В 2016 году осуществлено 118 525 выездов на ДТП. Помощь оказана 106 832 гражданам, в том числе: спасено 53 632 человека, первая помощь оказана 61 484 пострадавшим, Проведено более 180 тыс. работ; среднее время прибытия к месту ДТП составило 6,8 минуты. 

    Конечно, это результат общий для системы МЧС России, но немалый вклад в него внесен сотрудниками Центра ДТП, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), взаимодействующими организациями.

    В результате комплекса мероприятий организационного, методического и технического характера, реализуемых МЧС России, на основе данных мониторинга и научно обоснованных предложений можно говорить о сотнях, тысячах спасённых жизней наших граждан. Это и есть результат нашей работы.