Специальное интервью заместителя Министра А.П. Чуприяна агенству ИТАР-ТАСС "О реагировании подразделений МЧС России на дорожно-транспортные происшествия"
  • Специальное интервью заместителя Министра А.П. Чуприяна агенству ИТАР-ТАСС "О реагировании подразделений МЧС России на дорожно-транспортные происшествия"

    В России, несмотря на снижение общего числа ДТП, уровень погибших на дорогах, по-прежнему, высок. Жизнь пострадавших часто зависит от того, насколько быстро на место трагедии прибудут спасатели и насколько своевременно будет оказана помощь.

    О работе спасателей, работающих на ДТП, оснащении спасательных подразделений, внедрении новых технологий и о помощи добровольцев профессиональным спасателям рассказал Александр Чуприян, заместитель Министра МЧС России.

    - Александр Петрович, насколько часто сотрудникам МЧС России приходится выезжать на ДТП?

    - МЧС России является активным участником реализации федеральной целевой программы «Безопасность дорожного движения». За 9 месяцев этого года сотрудники министерства выезжали на ДТП свыше 110 тысяч раз, это на 29% больше, чем в прошлом году. Только число деблокированных при помощи специального инструмента - тех, кто не смог самостоятельно покинуть автомобиль после аварии, - превысило 14 тысяч человек. Сейчас мы выезжаем на каждое второе ДТП.

    - Достаточно ли у пожарно-спасательных подразделений техники, оснащения, и устраивает ли вас его уровень?

    - Ежегодно мы закупаем новый, как правило, отечественный аварийно-спасательный инструмент. Этот гидравлический инструмент совершенствуется и сейчас он достаточно эффективный - применяется во всех чрезвычайных ситуациях, в том числе при ДТП и пожарах.

    Поэтому было принято решение, что на любой пожарный автомобиль такой инструмент должен быть установлен в обязательном порядке.

    МЧС России реализует программу переоснащения подразделений, рассчитанную до 2015 года. В этом году мы приобрели два самолета-амфибии Бе-200, 9 вертолетов, отечественную технику нового поколения. Более 340 отечественных пожарных автомобилей, ни в чем не уступающих по своим характеристикам аналогичным автомобилям зарубежного производства, поступили в наши подразделения.

    Акцент делается и на робототехнике, которая используется при тяжелых авариях, особенно на железной дороге, когда происходят аварии с химически опасными продуктами. Робототехнику производим совместно с зарубежными партнерами, и она включена в программу оснащения.

    - МЧС России развивает систему «112». На Ваш взгляд, поможет ли она сократить время реагирования на автоаварии?

    - Система «112» реализуется в качестве пилотных проектов в ряде регионов: Курской, Астраханской областях, Татарстане. В следующем году в эту программу должны включиться еще более 10 субъектов.

    «112» позволяет нам сэкономить время, так как по нашим расчетам в 40% случаев реагирования должны быть задействованы не менее двух служб одновременно, а в 20% - не менее трех служб. Таким образом, при системе «112» операторы, обрабатывающие информацию о происшествии, сразу могут адресовать ее всем необходимым службам.

    При внедрении системы «112» время реагирования на ДТП, по нашим оценкам, сократится вдвое. Сейчас в среднем оно составляет не более 9 минут. Безусловно, пока еще не все дороги обустроены средствами связи, и здесь еще существуют вопросы.

    - Если говорить об авиации, насколько успешно она применяется при ликвидации последствий ДТП и оказании помощи пострадавшим?

    - Учитывая просторы нашей страны, мы не мыслим себя без авиации. У нас есть хороший опыт применения вертолетов в Москве. Каждый день в столице вертолеты задействуются 3-4 раза. В течение года они вылетают более чем на 1000 вызовов, и в этом году при помощи авиации в Москве был спасен 441 человек.

    По поручению Правительства мы полностью контролируем вертолетами федеральную трассу Москва - Санкт-Петербург, где появились вертолетные площадки, спасательные части и учреждения Минздрава вдоль трассы.

    Сейчас рассматриваются возможности и для реагирования авиации в ночное время. Для нас это представляет определенную сложность, но ведь горе приходит не только днем, но и ночью.

    Другой приоритетной трассой является трасса Дон. Для нее уже разработан проект внедрения авиации. В ближайшее время для прикрытия этой федеральной дороги на дежурство встанут приобретенные вертолеты.

    Без внимания не остаются и другие автотрассы, в частности, Чита-Хабаровск, ряд дорог в Татарстане.

    - Как вы взаимодействуете с сотрудниками МВД при автоавариях, и задействуете ли вы добровольцев?

    - У нас есть соглашения с МВД и Министерством здравоохранения и социального развития. Мы идем по пути дифференцированного подхода - если ГАИ известно о ДТП, они нас информируют, и госавтоинспекторам нет необходимости участвовать в проведении аварийно-спасательных работах.

    С этого года мы включили в работу еще один резерв - добровольную пожарную охрану, ведь добровольцы реагируют не только на возгорания. Мы их обучаем, у них на автомобилях установлено точно такое же аварийно-спасательное оборудование как у спасателей и пожарных.

    Мне самому неоднократно приходилось убеждаться, что добровольцы привлекаются для оказания помощи терпящим бедствие в ДТП. Таким образом, мы открыли второй фронт, и число добровольцев будет только расти.

    Добровольчество - достаточно обсуждаемая тема, но практическая реализация этой программы стала возможна только в этом году (после подписания Федерального закона «О добровольной пожарной охране»).

    Уже в будущем году количество добровольцев, готовых оказать помощь по любым направлениям, в том числе при ДТП, должно составить несколько тысяч. Армия добровольцев формируется, и общими усилиями она будет развиваться.

    - Несколько лет назад в Краснодарском крае было создано подразделение пожарных-мотоциклистов. Насколько успешным оказался этот эксперимент и будет ли он распространяться на другие регионы?

    - Да, экспериментальная часть была создана в Краснодаре. На нее уже приходится каждый третий боевой выезд.

    Мотоциклы оборудованы средствами пожаротушения, оказания помощи пострадавшим, аварийно-спасательным инструментом для деблокации. Мотоциклисты работают по принципу постоянного мониторинга Краснодара, разделенного на четыре сектора, по 12 часов с технологическими перерывами получают сигнал тревоги по радиоканалам, находясь уже на патрулировании. Это позволило постоянно следить за оперативной обстановкой в городе.

    Но и здесь мы смогли подключить добровольцев - байкеров. Мы их привлекаем в порядке эксперимента, и они оказывают нашим сотрудникам содействие. Байкеры-добровольцы оказались пытливыми и неравнодушными людьми.

    В будущем году подразделение мотоциклистов появится и в Сочи. Заинтересованность в его создании высказал Ставропольский край. Этот эксперимент будет развиваться в южных регионах России, что позволит оперативней реагировать на происшествия, в том числе и на ДТП.

    Предпосылки для создания таких подразделений существуют и в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург.