По случаю первого юбилея - интервью куратора Центра ДТП – к.т.н. Виталия Сломянского.
  • По случаю первого юбилея - интервью куратора Центра ДТП – к.т.н. Виталия Сломянского.


      Ровно пять лет назад на базе головного научного центра по проблемам ГО и ЧС МЧС России – ВНИИ ГОЧС – создан Центр мониторинга ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий.

     - Виталий Павлович, Центр мониторинга ликвидации последствий ДТП создан в соответствии с приказом МЧС России   4 сентября 2007 года. Сегодня он отмечает свое 5-летие. Дата не большая, но и не маленькая. Как Вы можете оценить его деятельность за этот срок? Задачи, которые закреплены в Положении выполняются?

      - Центр мониторинга ликвидации последствий ДТП (Центр ДТП) создан на базе федерального государственного бюджетного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий). Как значится в приказе МЧС России - с целью «выполнения задач по оказанию консультационных и информационных услуг, ввода в эксплуатацию программно-технических средств для методической и информационной поддержки организации ликвидации последствий ДТП, в части касающейся МЧС России».
      И сегодня мы можем с полной уверенностью говорить о том, что с поставленной задачей Центр, и его сотрудники, справляются полностью.
      Но, как известно, жизнь не стоит на месте, в том числе развивается и автомобильно-дорожный комплекс, а с ним и риски возникновения дорожно-транспортных происшествий. Поэтому задачи в области развития системы спасения пострадавших в ДТП растут как в объеме, так и качественном характере. Работы на обозримый период у Центра достаточно.
      - Сейчас на федеральном, региональных уровнях активно внедряются в практику различные информационные технологии. Как с этим обстоят дела в Центре? Идете в ногу со временем? 
      - Действительно, вы правы. В современном мире информационные технологии являются неотъемлемой частью оперативного получения информации, ее обработки с последующей выработкой неких алгоритмов действий, целеполагания. И сфера государственного управления, отнюдь, не является исключением. Так, в целях аналитической деятельности, информационного обеспечения планирования мероприятий, отработки технических и технологических решений проблем ликвидации последствий автоаварий в МЧС России, на базе Центра с 2008 года внедрен и эксплуатировался программно-технический комплекс моделирования дорожно-транспортных происшествий и учета реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия, доступ к которому имеют все территориальные органы МЧС России.
      В составе комплекса функционируют такие модули, как:
      автоматизированная база данных по реагированию пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия;
      программный комплекс с использованием компьютерных моделей типовых сценариев дорожно-транспортных происшествий при перевозках опасных грузов;
       информационно-образовательный портал, функционирующий в сети Intranet по адресу: www. dtprescue. ru;
      банк данных объектов инфраструктуры, связанных с оказанием помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, вдоль автомобильных дорог федерального и регионального значения;
      электронная библиотека работ, выполненных МЧС России в рамках Программы.
      В 2012 – юбилейном году для Центра – все лучшее, обработанное и усовершенствованное в процессе деятельности было интегрировано в «Информационно-аналитическую систему в области ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий» (ИАС-ДТП)». 1 августа 2012 года ИАС ДТП завершилась опытная эксплуатация в глобальной сети Internet с целью еe апробации и выработки обоснованных предложений по дальнейшему использованию для нужд МЧС России.
      - Виталий Павлович, как известно, теория тогда полезна, когда подкреплена практическим применением полученных результатов. В этом плане Центром, какие шаги предпринимаются?
      - Безусловно, реализация и практическое внедрение результатов научных разработок одно из ключевых направлений деятельности Центра ДТП. Так, только за последние 3 года в Главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации приняты к руководству ряд методических рекомендаций и учебно-методических пособий в области подготовки спасателей и населения к действиям по оказанию помощи пострадавшим в ДТП, созданных МЧС России в 2006-2012 годах, кроме того ежеквартально выпускается информационно-аналитический бюллетень о реагировании пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия с последующим направлением в регионы для анализа и корректировки организационных акцентов в управленческих решениях.
      - Результаты деятельности Центра востребованы на федеральном уровне? Научные подходы отражены как-либо в научных проектах, программах?
      - Разумеется. Результаты научных исследований Центра положены в основу при подготовке предложений МЧС России в такие проекты, как:
      федеральные целевые программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» в части МЧС России и формируемую программу на период до 2020 года;
      программу «Цель-Ноль» проекта «Безопасные дороги» политической партии «Единая Россия»;
      концепцию комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, разрабатываемую при участии МЧС России, и др.
      новую редакцию «Примерного положения о взаимодействии органов управления, подразделений и сил МВД России, МЧС России и Минздрава России, участвующих в ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий».
      Кроме того, Центром разработан «Системный проект по совершенствованию организации последствий дорожно-транспортных происшествий в субъектах Российской Федерации», который охватывает практически весь спектр как организационных, так и технических вопросов развития системы спасения пострадавших в ДТП.
      - В общественной, международной деятельности участвуете? Пропаганда спасательного дела осуществляется Центром?
      - Здесь Вы попали точно в цель! Сотрудники Центра ДТП являются активными участниками, а зачастую, и соорганизаторами различных научно-практических конференций, международных конгрессов, выставок, семинаров связанных с обсуждением и выработкой решений по внедрению современных технологий в реализацию мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения.
      По итогам проведения международных салонов «Комплексная безопасность», «INTERPOLITEX», иных общественных мероприятий в области повышения безопасности дорожного движения, Центр удостоен ряда наград.
      В рамках проведения Международного салона «Комплексная безопасность» с 2010 года ежегодно МЧС России среди подразделений федеральной противопожарной службы и аварийно-спасательных формирований проводятся соревнования на звание «Лучшая команда МЧС России по проведению аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций на автомобильном транспорте».
      Соревнования проводятся на открытой территории, отвечающей требованиям безопасности и обеспечивающей достаточный обзор. На Центр ДТП возложена функция информационно-методического обеспечения соревнований, участие в судействе и секретариате соревнований, за что Центр ДТП был не раз поощрен руководством Министерства.
      - В начале нашей беседы Вы обозначили, что одна из задач Центра ДТП - оказание консультационных услуг. Расскажете об этом подробнее?
      - Действительно, мы очень плотно взаимодействуем с территориальными органами МЧС России. Так практически ежемесячно, специалистами Центра осуществляется контроль и оказание методической помощи гарнизонам пожарной охраны по вопросам организации реагирования на дорожно-транспортные происшествия, к примеру, в настоящий момент один из сотрудников Центра, Виктор Иванов, находится в Кабардино-Балкарской Республике с такой задачей.
      В 2010-2012 году такие мероприятия проведены в 17 главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации (Магаданская, Астраханская, Сахалинская, Кемеровская, Саратовская, Новосибирская, Свердловская, Самарская, Волгоградская, Костромская, Курганская, Кировская, Ярославская области, Еврейская автономная область, Республики Саха (Якутия) и Коми, Алтайский край).
      В рамках такой помощи субъектам направляются методические пособия, обучающие и пропагандистские материалы в области повышения безопасности дорожного движения; разъясняются принципы построения системы спасения пострадавших в ДТП – от планирующих документов до практической отработки вопросов.
      - Проблему детского дорожно-транспортного травматизма в обществе обсуждают не первый год, уделяете ли Вы этому направлению внимание?
      - Да, и немалое. С целью формирования транспортной культуры школьников в общеобразовательных учреждениях, в условиях межведомственного взаимодействия, создана городская сетевая экспериментальная площадка «Разработка системы формирования транспортной культуры обучающихся как фактор успешной профилактики детского дорожно-транспортного травматизма» (ГЭП).
      В рамках ГЭП Центром ДТП совместно с общеобразовательными учреждениями – участниками эксперимента, выпускается газета «Светофор», которая является информационным изданием проекта.
      Сотрудники Центра ДТП принимают участие в совместных семинарах с представителями Департамента образования г. Москвы, которые проводятся в образовательных учреждениях с участием детей.
      Кстати, результаты этой экспериментальной деятельности Центр ДТП планирует представить на IV Международном конгрессе «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни» в г. Санкт-Петербурге с 27 по 28 сентября этого года. Думаю, многим это будет интересно.
      - Спасибо, Виталий Павлович. Действительно, содержательная беседа. Вероятно, сегодня Вы приоткрыли много «профессиональных тайн» благородной деятельности МЧС России на благо безопасности наших граждан на дорогах. Хотите что-либо добавить?
      - Да, спасибо Вам, пожалуй есть немного, что хотелось бы дополнить.
      В первую очередь, хотелось бы выразить огромную благодарность руководству нашего Министерства, и, в первую очередь, Заместителю Министра генерал-полковнику внутренней службы Александру Петровичу Чуприяну за идейное вдохновение, непоколебимую веру в успех предпринимаемых действий и, действительно, огромную поддержку во многих наших начинаниях.
      Слова благодарности говорю руководству ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), Департаменту пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны. И, конечно же, непосредственно сотрудникам Центра ДТП – молодым, грамотным специалистам, всей душой болеющих за наше общее дело – дело безопасности человека на дорогах нашей страны. Многое сделано, многое предстоит еще сделать. Такой командой мы справимся. Уверен.
      Спасибо Вам за беседу. До новых встреч!
      Беседовала Таис Королева.