"Строительство развязок - решение проблемы пробок" Интервью Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ генерал-полковника милиции Виктора Кирьянова обозревателю ИТАР-ТАСС
  • "Строительство развязок - решение проблемы пробок" Интервью Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения РФ генерал-полковника милиции Виктора Кирьянова обозревателю ИТАР-ТАСС

     

    Уходящий год был непростым для российской Госавтоинспекции. На фоне реформирования МВД, которое также затронуло службу, и увеличения числа машин, нужно было не допустить роста аварийности. О том, с какими результатами ГАИ России встречает новый год, рассказал Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ генерал-полковник милиции Виктор Кирьянов в эксклюзивном интервью обозревателю ИТАР-ТАСС Светлане Аликиной.

    - Виктор Николаевич, как Вы оцениваете работу службы в 2010 году? Удалось решить все поставленные задачи или что-то не успели?  

    - Год действительно был непростой - идет масштабное реформирование всей системы органов внутренних дел и, как Вы понимаете, оно напрямую затронуло и нашу службу. Согласно указу президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева, численность личного состава сократится на 20 процентов. Конечно, будут сокращения и в рядах Госавтоинспекции. И сейчас главная задача, чтобы они никоим образом не отразились на безопасности дорожного движения. В будущем, и я уже об этом неоднократно говорил, ставка будет делаться на повсеместное внедрение современных видеокамер, круглосуточно фиксирующих правонарушения на дороге.

    Мы все прекрасно понимаем, что сегодня поставить по инспектору на каждом перекрестке, на каждом километре федеральной трассы невозможно, а камеры действительно следят за порядком и делают водителей более дисциплинированными. Согласно статистике, которую мы ведем, в местах действия камер число аварий сразу же снижалось в разы и "очаги аварийности" превращались в самые безопасные участки.

    Что же касается ситуации на дорогах в целом, то она, к сожалению, по-прежнему остается довольно сложной. Но, несмотря на все трудности, нам удалось сохранить контроль над обстановкой и добиться дальнейшего снижения числа ДТП. Большую роль, конечно же, сыграла Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения на 2006-2012 годах", благодаря которой за это время уже удалось сохранить более 8,5 тысяч человеческих жизней, в том числе 2 тысячи - детских. Все эти люди могли бы погибнуть в авариях, если бы вовремя не был реализован комплекс мер по снижению уровня аварийности.

    В настоящее время начата разработка новой национальной стратегии повышения безопасности дорожного движения, которая будет прописана в профильной ФЦП на 2013-2020 годы. Подготовка этой программы также уже начата. А задача, которую мы ставим, не менее амбициозная - сокращение за десятилетие числа погибших в ДТП в два раза к среднему показателю за последние три года, который составляет почти 30 тысяч человек.

    Но такая задача может быть решена только в условиях устойчивого ресурсного обеспечения. Опыт стран Европы, добившихся успехов, показывает, что решение проблемы не может быть сиюминутным, ведь европейские страны шли к этому не один десяток лет, а также требуется системность, скоординированность, последовательное наращивание усилий.

    - Одна из резонансных тем - автомобильные "пробки". Как думаете, их можно победить или на фоне глобальной автомобилизации все усилия бесполезны?

    - Конечно, можно и это подтверждает опыт ряда зарубежных стран. Но для решения этой проблемы потребуется приложить немалые усилия, причем скоординированные, со стороны столичных и подмосковных властей, ГИБДД, Минтранса. Ни для кого не секрет, что главная причина пробок - это низкая пропускная способность дорог. Они строились десятилетия назад, когда и речи не шло о таком количестве транспорта. Шли годы, автопарк страны продолжал расти, сегодня он уже достиг 42 млн. единиц. Только в московском регионе зарегистрировано 4 млн. автомобилей, а прибавьте к ним еще тысячи иногородних машин. А дороги все это время практически не менялись и сегодня они по-прежнему рассчитаны на транспортные потоки середины прошлого века.

    Безусловно, вплотную заниматься вопросами улучшения организации дорожного движения в Москве и других крупных мегаполисах нужно было начинать еще несколько лет назад, но этого не сделали. И сейчас мы пожинаем плоды этого бездействия. Сейчас ситуация уже оценивается как критическая - неоднократно в "часы пик" основные московские кольца - Садовое, Третье и МКАД просто смыкались и в городе начинался по сути транспортный коллапс. Эксперты неоднократно предупреждали, что ситуация будет только ухудшаться, а экономический ущерб от пробок расти.

    Два года назад по нашему заказу специалисты Московского автодорожного института провели уникальное исследование - они подсчитали средний ущерб от пробок в Москве за год. В расчет брались потери времени на передвижение и отрицательное влияние автомобильного транспорта на окружающую среду. И что получилось? 40 млрд. рублей в год и это только в одной Москве. Огромные деньги, которые можно было бы пустить на развитие дорожной сети и инфраструктуры. А они безвозвратно утеряны в "пробках".

    Конечно же, негативно влияют на состояние дорожного движения и ДТП, в первую очередь, здесь речь идет о незначительных авариях, так называемом "железе". Но, к сожалению, пока минимальное число водителей самостоятельно оформляет такие аварии, большинство по-прежнему ждет ГИБДД. Соответственно, на эту работу отвлекаются довольно большие силы и наши сотрудники вместо того, чтобы заниматься обеспечением безопасности дорожного движения, едут оформлять аварии.

    Так что еще раз подчеркну, все проблемы и "пробок", и аварийности, нужно решать комплексно, тогда будет хороший результат. Чем скорее они будут решены, тем лучше. Мы как участники дорожного движения - заложники этой ситуации. Когда я был назначен на эту должность семь лет назад, первое, что я сделал, - это провел совещание по организации дорожного движения с приглашением представителей Москвы и Московской области. Через год мы провели еще одну встречу, которая показала, что решать проблемы дорожного движения необходимо совместными усилиями властей двух субъектов федерации и федерального правительства.

    - Какие меры по борьбе с пробками, на Ваш взгляд, должны быть первоочередными?

    - Выход один - строить современные многоуровневые транспортные развязки, прорабатывать вопросы организации парковок, в том числе и перехватывающих. Также нужно грамотно организовать движение автобусов и маршрутных такси, чтобы люди, например, могли оставить машину на парковке возле станции метро или автобусной остановке, а дальше добирались до работы общественным транспортом.

    Это дорого, но эффективно, что уже доказал опыт других стран. Наши дороги просто не рассчитаны на такое количество машин, пропускная способность у них небольшая, и в итоге возникают пробки. Хотя многие водители любят огульно обвинять в образовании заторов ГАИ, но могу со всей ответственностью заявить, что даже поставив всех сотрудников на трассы, мы проблемы не решим. Поэтому выход один - нужно собрать специалистов, создавать рабочую группу и находить оптимальное решение для обеспечения бесперебойного движения транспорта.

    Поэтому чем дольше мы будем затягивать решение вопроса, тем больше денег потеряем. А ведь цифра будет увеличиваться, так как число машин, как я уже говорил, растет.

    Безусловно, в первую очередь нужно решать вопрос с парковкой автотранспорта. К сожалению, в Москве очень часто при строительстве новых торговых центров, офисных зданий, развлекательных заведений этот вопрос остается "за кадром". И получатся, что центр открыт, люди приезжают, а парковка - два десятка мест. Соответственно, в этих районах появляются вереницы автомобилей вдоль проезжей части, на тротуарах. Причем нередко машины паркуют в два ряда. В результате небольшая пропускная способность улицы или переулка уменьшается и по ней с трудом может проехать одна машина, да и то не в обе стороны. Вот Вам пожалуйста, очередная пробка.

    На мой взгляд, этот вопрос требует тщательной проработки. Ведь получается, что коммерсант получает прибыль от сдачи здания в аренду, а простые москвичи, живущие в этом районе, страдают. Как вариант, можно законодательно обязать владельцев зданий строить парковки, причем этот вопрос должен согласовываться на этапе планирования постройки.

    Москва сейчас нуждается в тысячах парковочных мест. Построить их за несколько месяцев нереально. Но шаги, которые предпринимаются новым мэром Сергеем Семеновичем Собяниным, позволяют надеяться, что проблема пробок в городе будет в конце концов кардинально решена.

    Кроме того, я считаю, каждый водитель должен нести ответственность за свою машину. Если человек купил автомобиль, то должен позаботиться и о месте для его парковки, чтобы не создавать трудностей для других участников дорожного движения.

    - Насколько эффективен план борьбы с пробками, предложенный новым мэром Москвы?

    - Я одним из первых ознакомился с планом первоочередных мероприятий по борьбе с автомобильными заторами, который был предложен новым мэром. И по моим ощущениям - впервые за последние годы ситуация действительно может поменяться. Если в ближайшее время будет реализована хотя бы часть плана, то столичные трассы уже разгрузятся и заторов станет меньше.

    В борьбе с пробками важна последовательность действий и наличие четкой стратегии. Тогда и водители станут с большим вниманием относиться к вопросам парковки. Вспомните: сколько было разговоров, когда ужесточили ответственность за  ремни безопасности. Но в итоге сегодня практически 100 процентов водителей пристегиваются, а ремни безопасности, согласно многочисленным исследованиям, в разы снижают тяжесть последствий при ДТП. То же самое с парковкой. Ведь в первую очередь здесь учитываются интересы водителей, которые не смогут проехать из-за неправильно припаркованных автомобилей. 

    - Еще звучали предложения ограничить въезд машин в  центр Москвы. Как думаете, поможет?

    - На мой взгляд, только запретительными мерами проблемы автомобильных "пробок" не решить. Она требует комплексного подхода, в том числе строительства транспортных развязок, иного подхода к системе управления дорожным движением, развития пассажирских перевозок такими видами городского транспорта, как метро и такси. Запретить въезд в город и думать, что после этого все само собой образуется, значит выдавать желаемое за действительное.

    Возможно, такое ограничение решит одну проблему, но при этом тут же создаст другую. Куда, например, девать весь этот транспорт? Ведь для него необходимо будет создавать дешевые парковочные места при въезде в центр, наладить маршрутные автобусные перевозки таким образом, чтобы при этом граждане не испытывали неудобства.

    Крайне важно изменить и подход со стороны самих участников дорожного движения. Есть немало примеров, когда автомобилисты своими действиями сознательно затрудняют движение, блокируя перекрестки, паркуя автомобили, где попало. Еще один немаловажный фактор - дорожно-транспортные происшествия, которые во многом усугубляют положение и также приводят к заторам на дорогах.

    - Еще одно негативное последствие "пробок" - рост агрессии граждан. На наших дорогах в последнее время нередки драки и даже перестрелки. Что делать?

    - К большому сожалению, сегодня ситуация именно такая. Водители, простоявшие в многокилометровых заторах несколько часов, начинают нервничать, нередко пытаются объехать "стоящий" участок по встречной полосе и попадают в серьезные ДТП, Кроме того, именно в "пробках"  возникают конфликты между водителями, которые все чаще заканчиваются стрельбой из травматического оружия. Информация о таких происшествиях практически ежедневно распространяется СМИ.

    Очень часто водители пытаются выместить злость на наших инспекторах ГИБДД. Только за 10 месяцев 2010 года в отношении сотрудников ДПС было совершено более 3 тысяч противоправных действий. 

    Например, в Санкт-Петербурге наши инспекторы остановили для проверки машину, за рулем которой находился пьяный водитель. Он сбежал от милиционеров, а потом вернулся и открыл стрельбу по сотрудникам ДПС. которые в соответствии с законодательством эвакуировали автомобиль, был ранен инспектор. В Оренбурге водитель, лишенный прав, намеренно пытался задавить инспектора, наш сотрудник получил травмы, нарушителя задержали. И таких случаев все больше.

    - Возвращаясь к вопросу видеофиксации. Сколько камер уже установлено на российских дорогах?

    - В настоящее время в 22 субъектах Российской Федерации действуют 25 центров обработки данных, поступающих с видеокамер. Комплексы  видеофиксации нарушений ПДД есть практически в 60 субъектах РФ. Стационарных комплексов фото- видеофиксации нарушений ПДД - 330, передвижных комплексов - более 2 тысяч. Начиная с 2008 года уже вынесено более 2,5 млн. постановлений о нарушении ПДД, зафиксированных комплексами фото- видеофиксации, которые были направлены водителям.

     Сейчас камеры в основном фиксируют нарушения скоростного режима, но после внесения изменений в законодательство с их помощью можно будет привлекать к ответственности водителей, которые проехали на "красный", выехали на полосу встречного движения и допустили другие грубые нарушения.

    - Поступают ли на вооружение в ГИБДД новые приборы?

    - Конечно. Мы идем в ногу со временем и постоянно обновляем технику, ведь именно современные технические средства позволяют лучше контролировать обстановку на дорогах и предотвращать аварии. Совсем недавно на вооружения в органы ГИБДД поступил аппаратно-програмный комплекс фото- видеофиксации нарушении скоростного режима "Стрелка". На данный момент на дорогах Подмосковья введены в действие 35 таких комплексов, еще 35 поступят в распоряжения областной Госавтоинспекции в ближайшее время. В настоящее время рассматривается вопрос о закупках этого комплекса в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» на 2011 год.

    - А есть приборы, которые смогут выявлять пьяных водителейц на расстоянии?

    - К сожалению, таких у нас пока нет, но знаю, что подобные научные разработки ведутся, уже даже есть опытные образцы. Касаясь темы пьяных водителей, отмечу, что их число сократилось в несколько раз по сравнению с 2008 годом, когда законодатели ужесточили наказание за пьянку за рулем. С августа этого года, когда была отменена норма предельного содержания алкоголя в крови водителя, количество ДТП с участием нетрезвых водителей также продолжило снижаться.

    Что касается борьбы с ними, то в самое ближайшее время мы возьмем на вооружение зарубежный опыт, и будем проводить масштабные рейды с медиками по выявлению пьяных водителей. Будут создаваться спецгруппы из числа врачей и инспекторов ГИБДД, которые выезжают на дорогу и начинают останавливать и проверять на алкотестерах всех без исключения водителей. Как Вы понимаете, избежать наказания в данном случае  нетрезвым не удастся, ведь работает целая бригада, так что коррупционный фактор полностью исключается. Мы надеемся, что в ближайшее время будут приняты изменения в законодательство, которые позволят нам начать эту работу.

    - Виктор Николаевич, какие нововведения ожидают российских водителей в новом году?

    - Главное нововведение - новые водительские удостоверения, которые начнут выдавать уже с 1 марта 2011 года, которые будут соответствовать всем международным стандартам.

    Новое водительское удостоверение представляет собой пластиковую карточку, имеет высокую полиграфическую защиту и специальный штрих-код, позволяющий дублировать отдельные его реквизиты в специальном формате, что практически полностью защитит его от подделок и ускорит процесс проверки указанного документа при надзоре за дорожным движением. Стоимость выдачи нового бланка водительского удостоверения составит 800 рублей.

    Подчеркну, что введение нового образца не повлечет за собой массовую замену ранее выданных водительских удостоверений, так как они остаются действительными до истечения указанного в них срока действия.

    - Ваши пожелания участникам дорожного движения в новом году.

    - В наступающем году  я хотел бы пожелать всем участникам дорожного движения – и водителям, и пешеходам, быть внимательнее к другу другу и не нарушать правила. К сожалению, в 90-е годы прошлого века в нашей стране была утрачена культура поведения на дороге. Безнаказанность породила вседозволенность, что привело к резкому росту числа аварий на фоне столь же быстрого увеличения автопарка. 

    Поэтому сегодня главное – вернуть взаимоуважение участников дорожного движения, помочь и водителям, и пешеходам осознать, насколько важно и необходимо соблюдать правила дорожного движения.  Уверен, что эта задача нам всем вместе по силам. Тогда и аварий сразу станет в разы меньше.