Интервью начальника УГИБДД ГУВД Московской области Сергея Сергеева газете "Московский Комсомолец"
Новость от 23.01.2008
  • 23.01.2008

    Интервью начальника УГИБДД ГУВД Московской области Сергея Сергеева газете "Московский Комсомолец"

    Нынче поездка на автомобиле сродни прогулке по эшафоту: заехал за сплошную черту — считай распрощался с правами, превысил на какие-то 40 км/ч скорость — готовь деньги на многотысячный штраф, сел за руль без водительского удостоверения — суши сухари... Но начальник УГИБДД ГУВД Московской области Сергей Сергеев уверен, что эти суровые санкции к водителям применяться не будут. Если они станут ездить по правилам.

    — С 1 января наступившего года Административный кодекс развязал сотрудникам ГИБДД руки — злостным дорожным хулиганам светит до 15 суток тюрьмы за езду без водительских прав. Слышал, что столь широкие полномочия, коими в одночасье оказались наделены ваши инспектора, уже породили махровое мздоимство: говорят, будто тариф за “отмазку” от нар колеблется от 30 до 60 тысяч рублей. Получается, целью ужесточения КоАП было не столько снижение аварийности, сколько повышение размеров взяток...

    — Если у вас есть конкретные примеры, имена, фамилии мздоимцев или, может быть, есть доказательства того, что один из моих сотрудников взял деньги за несоставление административного материала, я готов с этим разбираться. И уверяю вас, что взяточник будет беспощадно наказан. По всей строгости закона. Но если вы владеете только слухами, то у нас не получится предметного разговора.

    — Сергей Алексеевич, у меня хотя и нет адресов, паролей, явок, но ведь не бывает дыма без огня...

    — Взятки — это обоюдное зло, в котором виноват не только тот, кто берет, но и тот, кто дает. Ведь в подавляющем большинстве случаев именно водители предлагают мзду. Причем не просто предлагают, а подчас пихают деньги инспектору в карман, дескать, на, возьми, только отпусти меня без протокола.

    — И ведь пока ваши инспектора будут принимать подобные предложения, порядка на дорогах больше не станет.

    — Спорный вопрос. Вы говорите, что, по слухам, размер взятки, которую сейчас якобы дают инспекторам за то, чтобы они отпускали восвояси водителей, лишенных прав, составляет от 30 до 60 тысяч рублей. Предположим, это действительно так. Ты заплатил один раз такую взятку, второй раз... Думаю, что на третий раз никакой зарплаты не хватит. Более того, мне кажется дешевле ловить такси или же нанять водителя, чем один раз заплатить мзду в 30—60 тысяч рублей.

    — А не кажется ли вам, что наказание в виде административного ареста, которое водители отбывают в одной камере вместе с бомжами и грабителями, слишком крутая мера?

    — А почему мы жалеем тех водителей, кто заслуженно, подчеркну, по закону, оказался под административным арестом? Может, надо жалеть тех, кто по вине пьяных водителей, севших за руль уже будучи лишенными прав, потерял своих родных и близких, тех, кто из-за них остался на всю жизнь инвалидом?.. Я могу привести массу примеров, когда виновником трагедий становился водитель, лишенный прав. Причем не обязательно пьяный. К примеру, в конце прошлого года шофер внедорожника, лишенный водительского удостоверения за грубое нарушение ПДД, стал объезжать по обочине затор и насмерть сбил нашего инспектора, который в это время оформлял аварию. И я вам хочу ответить вопросом на вопрос: вам кого больше жалко — семью погибшего инспектора или водителей, изолированных от нормального общества на срок до 15 суток? Потом, вы поймите, законопослушным гражданам, которых в нашей стране, я уверен, большинство, высоких штрафов и административного ареста опасаться нечего. Если ты не нарушаешь, то вообще не узнаешь о том, что автомобильная глава Административного кодекса стала жестче.

    МЕЖДУ ТЕМ

    За первые три недели января в Московской области более 80 водителей были приговорены судом к административному аресту. 30 из них отбывают в настоящий момент свое наказание. Отметим, что сроки небольшие — от 3 до 5 суток изоляции. Полные 15 суток тюрьмы не получил еще ни один водитель. Тем не менее провести даже пару-тройку дней в заточении, по мнению начальника областной ГИБДД, это позорно не только для самого арестованного водителя, но и для его семьи. Но это тот самый необходимый “отрезвляющий душ”, который поможет нарушителю осознать свою вину.

    ВОПРОС ОТ ЧИТАТЕЛЯ

    — Сергей Алексеевич, а если я дома забыл права, мне что за это грозит: штраф или административный арест ?Денис ПРОКОПЕНКОВ.

    — По закону наказание в виде административного ареста может применяться лишь в том случае, если водитель сел за руль, уже будучи лишенным прав или не имея прав вообще — то есть он их никогда не получал. Причем пьян “лишенец” или трезв — значения это не имеет. Таким образом, если вы оказались за рулем и забыли дома права, то арестовывать вас никто не будет. Вашу машину эвакуируют на спецстоянку до устранения причины задержания (то есть до того момента, пока вы не предъявите водительское удостоверение). При этом на вас будет составлен протокол и выписан штраф. Как инспектор на месте определит, забыли вы дома свои права или вы их были лишены? ГИБДД Московской области в техническом плане прекрасно оснащена. По нашим базам данных мы в кратчайшие сроки можем выяснить всю необходимую информацию.

    — В прошлом году, а именно 11 августа, в силу вступила первая часть карательных поправок в КоАП РФ. Отразилось ли это на кривой аварийности в Московской области?

    — Сначала расскажу вам свои личные ощущения. Если до 11 августа выезд на встречную полосу для многих водителей был явлением обычным, то после того как наказание за это деяние стало более суровым (до 11 августа за езду по “встречке” был предусмотрен штраф от 300 до 500 рублей или лишение прав на срок от 2 до 4 месяцев, то после 11 августа всякому выехавшему в лоб потоку грозит лишение водительской “корочки” на срок от 4 до 6 месяцев. — Ред.), сплошная линия разметки будто обрела высоту. Мои наблюдения как водителя находят свое подтверждение в статистике аварийности. После 11 августа значительно реже — примерно на 20% — стали происходить аварии, причина которых — выезд на полосу встречного движения. И так по многим позициям.

    — А я слышал, что по итогам года у вас не все так радужно, как вы рассказываете, — в 2007 году на дорогах Московской области погибло больше людей, чем в 2006-м.

    — Это действительно так. Состояние аварийности еще не дает поводов радоваться. За прошлый год у нас увеличилось количество погибших в ДТП людей на 1,6%. Значение вроде бы небольшое, но за этой цифрой стоят человеческие жизни. Связан рост погибших с аномально теплой погодой, установившейся в регионе в январе-феврале 2007 года. Было очень много наездов на пешеходов в темное время суток, отсюда и такие цифры. Наиболее тяжелая обстановка на федеральных трассах — до 40% погибших и раненых приходится именно на них, хотя “федералки” — лишь 5% от всей улично-дорожной сети области. Почему? Нет ни ограды, разделяющей транспортные потоки, ни искусственного освещения даже на участках, проходящих через населенные пункты, ни разметки, сделанной на должном уровне.

    Но вместе с тем хочу отметить, что на дорогах Московской области впервые за много лет наметились положительные тенденции. Так, если сравнивать 2007-й с 2006 годом, то на 3% снизилось общее число дорожно-транспортных происшествий, на 5% уменьшилось количество травмированных в авариях людей. На 13% снизилось число ДТП, где погибли и пострадали дети. Причем значительное снижение детского дорожно-транспортного травматизма и смертности в первую очередь я связываю с тем, что наконец появилась статья, наказывающая нерадивых родителей за перевозку ребятни без специальных удерживающих устройств. К счастью, сегодня детские кресла не просто приобретаются в массовом порядке, а, я бы даже сказал, входят в моду.

    ВОПРОС ОТ ЧИТАТЕЛЯ

    Лично я считаю, что главные нарушители на дороге — это сотрудники милиции. Пролетела обычная гражданская машина на “красный”, пронеслась по “встречке”... к гадалке не ходи — за рулем наверняка милиционер. Не пора ли вашим инспекторам взяться за нарушителей в погонах?  Владислав МИХАЙЛОВ.

    — Ежесуточно на сотрудников правоохранительных органов, нарушающих Правила дорожного движения, наши инспектора составляют по 40—50 протоколов. На дорогах Московской области перед законом все равны, независимо ни от количества звезд на погонах, ни от занимаемых должностей. Сотрудники милиции имеют право отступать от ПДД лишь в том случае, если едут на служебном автомобиле, имеющем цветографическую окраску и проблесковые маячки. Во всех остальных случаях они такие же обычные участники движения, как и рабочие заводов, как учителя, как продавцы магазинов...

    — Сергей Алексеевич, давайте поговорим о наболевшем — о пробках. С каждым годом автомобилей в столичном регионе становится все больше, дорога к даче и обратно от лета к лету становится все более изнурительной. Чего нам ожидать от дорог в дачный сезон 2008 года?

    — Действительно, ситуация очень напряженная. Дорог, транспортных развязок, эстакад через железнодорожные переезды катастрофически не хватает. По темпам автомобилизации Московская область уже вплотную приблизилась к Европе. В прошлом году на учет в Подмосковье было поставлено на учет более 200 тысяч автомобилей. А если рассмотреть автопарк области в целом, то получается, что на каждую тысячу жителей приходится 330 машин. Это очень много. Но вот дороги у нас остались прежними. Причем если на магистралях районного значения местные власти потихоньку наводят порядок, расширяют их, делают более безопасными, то на федеральных трассах картина, прямо скажем, мрачная. Их ресурс давно исчерпан, многие трассы требуют ремонта, кое-где отсутствует разметка, освещение, катастрофически не хватает подземных и надземных пешеходных переходов. Все улучшения, которые делаются на федеральных трассах, к сожалению, носят локальный характер, и избавить область от заторов это не сможет.

    — Вы сказали, что в Московской области в минувшем году на 200 тысяч единиц транспорта стало больше. Это преимущественно отечественные машины или иномарки?

    — Примерно 50 на 50. И это не может не радовать. Новые современные автомобили имеют как активную, так и пассивную безопасность, а это значит, что при столкновении машин у водителей и пассажиров больше шансов остаться целыми и невредимыми.

    — И автомобили у нас, как в Европе, и законы вроде бы уже подогнаны под стандарты Старого Света, а вот аварий что-то меньше не становится...

    — Ну как же нет?! За 15 дней нового года по сравнению с аналогичным периодом года предыдущего на 38% снизилось общее число ДТП, на 68% (только вдумайтесь в эту цифру) меньше погибло людей на дорогах! А вы говорите, аварий меньше не стало. Понимаю, 15 дней — еще не показатель, но я абсолютно уверен, что это закономерный результат новых штрафов. А с 1 июля, когда фиксация нарушений будет происходить и в автоматическом режиме, то есть с помощью фото- и видеокамер, водители в большинстве своем вообще перестанут сознательно нарушать. Кстати, на оснащение Московской области системами видеофиксации нарушений уже выделено 400 миллионов рублей. Таким образом, практически на всех трассах Подмосковья будут установлены скрытые камеры. Берегитесь, нарушители!

    ЧИНОВНИКОВ ПОЙМАЛИ ЗА РЕМЕНЬ

    Тенденция нового года — водители стали активно соблюдать требования безопасности. Отдать 500 рублей за непристегнутый ремень как-то жалко, уж лучше как в Европе — с ремешком наперевес. И если за границей требование пристегнуться касается всех, то у нас есть категории неприкасаемых, в смысле непристегнутых — чиновников высокого ранга и тех, у кого есть машина сопровождения. Вчера же эта неприкасаемость попала под букву закона — по крайней мере для визитеров подмосковного Дома правительства. По инициативе вице-губернатора Московской области Алексея Пантелеева, который возглавляет комиссию общественной безопасности ГИБДД, камеры наблюдения фиксировали высокопоставленных чиновников на предмет ремня. С ремнем была напряженка — на штраф нарывались многие члены областного правительства, главы районов и крупные милицейские чины из областного ГИБДД. Одним из самых дисциплинированных оказался начальник подмосковных гаишников полковник Cергей Сергеев: камера зафиксировала его с пристегнутым ремнем безопасности.

    Каким штрафом или предупреждением отделались чиновники — осталось за кадром.

     

    Дмитрий Зеленко "Московский Комсомолец"