Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-Ф3
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-Ф3

  • Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ
    "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
    (с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г.)

     

    Принят Государственной Думой 11 ноября 1994 года

     

    Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

    Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

     

    Глава I. Общие положения

     

    Статья 1. Основные понятия

    Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

    Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

    Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

     

    Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    Законодательство Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

     

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

    См. текст статьи в предыдущей редакции

     

    Статья 3. Цели настоящего Федерального закона

    Целями настоящего Федерального закона являются:

    предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

    снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

    ликвидация чрезвычайных ситуаций;

    разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

    Не связанные с перечисленными в части первой настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Федеральным законом не регулируются.

     

    Статья 4. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

     

    См. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794

     

    См. Положение о функциональной подсистеме экологической безопасности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное приказом Минприроды РФ от 12 июля 1996 г. N 326

     

    См. также Положение о функциональной подсистеме социальной защиты населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 8 ноября 2005 г. N 662

     

    См. Положение о функциональной подсистеме надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденную Роспотребнадзором и Главным государственным санитарным врачом РФ от 5 октября 2005 г. N 01-12/176-05

     

    Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Основными задачами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:

    разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

    обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

    прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;

    создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    ликвидация чрезвычайных ситуаций;

    осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

    реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

    международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

     

    Состав сил и средств наблюдения и контроля, ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также перечень сил постоянной готовности федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций утверждены постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 924

     

    Статья 5. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций

    Границы зон чрезвычайных ситуаций определяются назначенными в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации чрезвычайных ситуаций, установленной Правительством Российской Федерации, и по согласованию с исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, на территориях которых сложились чрезвычайные ситуации.

     

    Статья 6. Гласность и информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    Информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях.

    Информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

    Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.

    Сокрытие, несвоевременное представление либо представление должностными лицами заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Порядок обеспечения населения, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций устанавливается законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

     

    См. Положение о порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях, угрозе террористических акций и распространения соответствующей информации, утвержденное приказом МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 31 мая 2005 г. N 428/432/321

     

    См. Порядок сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 марта 1997 г. N 334

     

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

    См. текст статьи в предыдущей редакции

     

    Статья 7. Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    Мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

    Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.

    Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.

     

    См. Положение об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденное приказом МЧС РФ от 21 декабря 2005 г. N 993

     

    Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

    Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

     

    Глава II. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     

    Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    Президент Российской Федерации:

    а) определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    б) вносит на рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по вопросам преодоления их последствий;

    в) вводит при чрезвычайных ситуациях в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;

    г) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации чрезвычайных ситуаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

     

    Статья 9. Полномочия Федерального Собрания Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    Федеральное Собрание Российской Федерации:

    а) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    б) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;

    в) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

     

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

    См. текст статьи в предыдущей редакции

     

    Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    Правительство Российской Федерации:

    а) издает на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и нормативных актов Президента Российской Федерации постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечивает их исполнение;

    б) организует проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    в) организует разработку и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера;

    г) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    д) обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов;

    е) устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;

    ж) устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;

    з) обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера;

    и) определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    к) определяет порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

     

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

    См. текст статьи в предыдущей редакции

     

    Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

    а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

    б) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

    в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивают их проведение;

    г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

    д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

    е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;

    з) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;

    и) утратил силу с 1 января 2005 г.

    См. текст подпункта "и" пункта 1 статьи 11

    2. Органы местного самоуправления самостоятельно:

    а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

    б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

    в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

    г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях;

    з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    3. В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

     

    Глава III. Государственное управление в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

    См. текст статьи в предыдущей редакции

     

    Статья 12. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    Для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создается уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Указанный федеральный орган вправе создавать подведомственные ему территориальные органы.

     

    См. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 868

     

    См. Положение о Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 г. N 11

     

    См. Положение о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденное распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 30 сентября 2004 г. N НА-54-р(фс)

     

    См. Положение о Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, утвержденное приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 сентября 2004 г. N 50

     

    См. Положение о Комиссии государственной службы гражданской авиации Минтранса РФ по чрезвычайным ситуациям, утвержденное распоряжением Минтранса РФ от 1 октября 2003 г. N НА-291-р

     

    См. Положение о комиссии по чрезвычайным ситуациям Госгортехнадзора РФ РД 04-431-02, утвержденное приказом Госгортехнадзора РФ от 16 января 2002 г. N 6

     

    См. Положение о службе медицины катастроф Минздрава РФ, утвержденное приказом Минздрава РФ от 27 октября 2000 г. N 380

     

    Статья 13. Обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     

    См. Перечень функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создаваемых федеральными органами исполнительной власти, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794

     

    1. Федеральные органы исполнительной власти организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Федеральные органы исполнительной власти:

    а) по отношению к подведомственным организациям:

    разрабатывают и осуществляют организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях;

    утверждают и издают в соответствии с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций;

    обеспечивают разработку и реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;

    финансируют и обеспечивают мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях;

    организуют и обеспечивают проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по проблемам безопасности;

    б) по отношению к иным организациям, входящим в состав отрасли:

    осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивости и безопасности функционирования организаций;

    разрабатывают и доводят до сведения организаций отраслевые требования, нормативные документы по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты от них работников организаций и населения.

     

    См. Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденные приказ МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. N 105

     

    3. Руководители федеральных органов исполнительной власти несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее выполнение указанными органами возложенных на них задач и осуществление своих функций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    4. Федеральные органы исполнительной власти принимают решения об образовании в пределах выделенных им ассигнований и штатной численности подразделений для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

    5. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие специально подготовленные и аттестованные в установленном порядке силы и средства для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, используют их в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

     

    Федеральным законом от 28 октября 2002 г. N 129-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

    См. текст статьи в предыдущей редакции

     

    Статья 14. Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    Организации обязаны:

    а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

    б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

    в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

    г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

     

    О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов постановление СМ - Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 178

     

    д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

    ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

     

    Статья 15. Участие общественных объединений в ликвидации чрезвычайных ситуаций

    Общественные объединения могут участвовать в мероприятиях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и со своими уставами.

    Общественные объединения, участвующие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, действуют под руководством соответствующих органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций возлагается ответственность за решение вопросов, связанных с перевозкой членов общественных объединений к зоне чрезвычайной ситуации и обратно, организацией размещения, питания, оплаты труда, материально-технического, медицинского и других видов обеспечения их деятельности в этих условиях.

    Участники ликвидации чрезвычайных ситуаций от общественных объединений должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

     

    Статья 16. Привлечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований для ликвидации чрезвычайных ситуаций

    Для ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований. Порядок их привлечения определяется Президентом Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     

    Статья 17. Применение сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций

    При ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства органов внутренних дел Российской Федерации и органов внутренних дел субъектов Российской Федерации применяются в соответствии с задачами, возложенными на органы внутренних дел законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

     

    Глава IV. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальная защита пострадавших

     

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 18 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

    См. текст статьи в предыдущей редакции

     

    Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    1. Граждане Российской Федерации имеют право:

    на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

    в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

    быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

    обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

    на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

    на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

    на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

    на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

    2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

     

    Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    Граждане Российской Федерации обязаны:

    соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

    соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

    изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

    выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

    при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

     

    Глава V. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

     

    Федеральным законом от 28 октября 2002 г. N 129-ФЗ в статью 20 настоящего Федерального закона внесены изменения

    См. текст статьи в предыдущей редакции

     

    Статья 20. Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций

    Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.

     

    См. Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547

     

    См. также Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2000 г. N 841

     

    Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

    Руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.

     

    См. Перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов РФ и на курсах гражданской обороны муниципальных образований, утвержденный приказом МЧС РФ от 19 января 2004 г. N 19

     

    Статья 21. Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

    Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации.

     

    Глава VI. Порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     

    Статья 22. Финансирование целевых программ

    Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

     

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 23 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

    См. текст статьи в предыдущей редакции

     

    Статья 23. Финансовое обеспечение деятельности органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    Финансовое обеспечение деятельности федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с настоящим Федеральным законом, является расходным обязательством соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

     

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 24 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

    См. текст статьи в предыдущей редакции

     

    Статья 24. Финансовое обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

    1. Финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций:

    федерального и межрегионального характера - является расходным обязательством Российской Федерации;

    регионального и межмуниципального характера - является расходным обязательством субъектов Российской Федерации;

    в границах (на территории) муниципального образования - является расходным обязательством муниципального образования.

    2. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     

    Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 25 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

    См. текст статьи в предыдущей редакции

     

    Статья 25. Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций

    Резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

    Порядок создания и использования указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

     

    Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера утвержден постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. N 1340

     

    Глава VII. Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     

    Статья 26. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    Государственная экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организуется и проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проверки и выявления степени их соответствия установленным нормам, стандартам и правилам и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В случае необходимости экспертиза предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, может проводиться общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

     

    Статья 27. Надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     

    См. Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов, утвержденные Минприроды РФ 17 апреля 1996 г.

     

    Государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в соответствии с задачами, возложенными на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайный ситуаций, в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения.

    Государственный надзор и контроль в указанной области осуществляются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

     

    См. Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 712

     

    См. Инструкцию по проверке и оценке состояния функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденную приказом МЧС РФ от 3 марта 2005 г. N 125

     

    Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

    Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

     

    Глава VIII. Международные договоры Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

     

    См. Положение об оказании помощи иностранным государствам в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31 августа 2000 г. N 644

     

    Статья 29. Международные договоры Российской Федерации

    Если международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то применяются правила международных договоров Российской Федерации.

     

    См. также Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера от 22 января 1993 г.

     

    Глава IX. Заключительные положения

     

    Статья 30. Вступление настоящего Федерального закона в силу

    Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

     

    Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

    Нормативные акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.

    Правительство Российской Федерации в трехмесячный срок в установленном порядке вносит в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложения о приведении законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.

     

    Президент Российской Федерации

    Б. Ельцин

     

    Москва, Кремль

    21 декабря 1994 года

    N 68-ФЗ