Положение о центре по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий
I. Общие положения
1. Центр по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, именуемый в дальнейшем Центр, создан в соответствии с приказом МЧС России от 04.09.2007 г. № 474 в целях реализации мероприятий федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 100. Центр по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, именуемый в дальнейшем Центр, является структурным подразделением Федерального государственного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) на правах научного сектора в составе 1 управления ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).
2. Полное наименование Центра на русском языке: «Центр по мониторингу ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий». Сокращенное наименование - «Центр ДТП».
3. Место нахождения Центра: 121352, г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7.
4. В своей деятельности Центр руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, Положением о ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) и настоящим Положением.
5. Центр создан для отработка организационных, технических и технологических решений, закладываемых в основу создания системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (далее – ДТП), отработка принципов и технологий информационного обеспечения системы, оказания консультационных услуг.
6. Оперативное руководство деятельностью Центра осуществляет начальник центра.
7. Численность Центра составляет 6 чел.:
начальник Центра – 1 чел.;
оператор ПК – 2 чел.;
научный сотрудник – 2 чел.;
консультант – 1 чел.
В работе Центра предусмотрено участие группы экспертов (до 6 чел), включающей специалистов:
по мероприятиям ГО и защите населения (1 чел., 1 управление ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ));
по использованию информации, получаемой с космических спутников (1 чел., 2 управление ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ));
по применению аварийно-спасательных средств ликвидации ДТП (других ЧС) (1 чел., 3 управление ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ));
по оценке последствий сейсмических событий / ЧС на ХОО / природных ЧС / техногенных ЧС (1 чел., 4 управление ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ));
по системам управления, связи, оповещения и информационных технологий (1 чел., 5 управление ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ));
по вопросам специального программного обеспечения деятельности Центра (1 чел., ООО «ОКБ «Бурстройпроект»).
II. Основные задачи Центра
8. Основными задачами Центра являются:
• Анализ состояния проблемы спасения пострадавших в ДТП в нашей стране и за рубежом;
• Мониторинг приоритетных направлений развития науки и высоких технологий ликвидации последствий ДТП;
• Подготовка предложений в различные федеральные целевые программы по проблемам ликвидации последствий ДТП;
• Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам ликвидации последствий ДТП;
• Оказания консультационных и информационных услуг в области ликвидации последствий ДТП;
• Информационное обеспечения деятельности Центра поддержки принятия управленческих решений в кризисных ситуациях, созданного на базе ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) (далее - ЦППР КС ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) по вопросам ликвидации последствий ДТП.
Центр реализует функцию информационного обеспечения по следующим вопросам:
• по участию АСФ МЧС России в ликвидации последствий ДТП;
• по зонам ответственности АСФ МЧС России за участки федеральной и территориальной сети автомобильных дорог;
• по применению аварийно-спасательных средств для ликвидации последствий ДТП;
• по вариантам доставки спасателей к местам ликвидации ДТП;
• по способам оповещения АСФ МЧС России о фактах ДТП;
• по технологии ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий ДТП;
• по правилам оказания само- и взаимопомощи при ДТП.
III. Основные функции Центра
9. В соответствии с возложенными задачами Центр выполняет следующие функции:
участвует в подготовке и реализации единой технической политики по разработке и внедрению новых технологий и технических средств спасения людей на автомобильных дорогах;
осуществляет сбор и обобщение аналитической информации о состояния проблемы спасения пострадавших в ДТП, об участии аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований в ликвидации ДТП;
осуществляет научно-исследовательскую деятельность в области совершенствования технологий ликвидации последствий ДТП;
готовит предложения по совершенствованию нормативной правовой и нормативно-технической базы, направленных на решение проблем в области ликвидации последствий ДТП и совершенствования организации проведения аварийно-спасательных работ на месте ДТП;
проводит мониторинг научных исследований, мероприятий по созданию новых технологий и технических средств спасения людей на автомобильных дорогах и готовит предложения по их оптимизации;
разрабатывает предложения в краткосрочные и долгосрочные программы развития науки и техники в области ликвидации последствий ДТП, а также предложения в федеральные и региональные целевые программы с целью снижения риска и смягчения тяжести последствий ДТП;
участвует в информационном обмене между заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями по проблемам взаимодействия при ликвидации последствий ДТП, обоснования сводной группировки сил и средств ликвидации последствий аварий на автомобильных дорогах, создания единой автоматизированной системы поддержки принятия решений, информационно-навигационных систем мониторинга движения опасных грузов с использованием ГИС-технологий, формирования культуры безопасности на автомобильных дорогах;
участвует в оказании консультационных, образовательных и информационных услуг населению по проблемам безопасности дорожного движения в форме аудиторных занятий, а также с использованием современных информационных технологий – видеоконференций; дистанционного обучения; мультимедиа обучающих программ; возможностей сети Internet и др.;
участвует в разработке проектов технических регламентов в области безопасности дорожного движения и ликвидации последствий ДТП;
участвует в организации и проведении методических, научно-технических сборов, конференций и занятий по проблемам безопасности дорожного движения и ликвидации последствий ДТП со специалистами организаций, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
осуществляет подготовку материалов для ежегодного Государственного доклада «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в части, касающейся проблем безопасности дорожного движения и ликвидации последствий ДТП;
осуществляет подготовку материалов для Государственного доклада «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации» в части, касающейся деятельности МЧС России по ликвидации последствий ДТП;
обеспечивает в пределах своей компетенции проведение мероприятий по защите государственной тайны и служебной информации;
создает и ведет информационную базу данных по участию аварийно-спасательных сил и аварийно-спасательных формирований в ликвидации последствий ДТП на федеральных автодорогах;
создает и обеспечивает функционирование информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения лиц, пострадавших в результате ДТП.
IV. Режимы функционирования Центра
10. Центр функционирует в двух режимах:
режим повседневной деятельности;
режим чрезвычайной ситуации.
Режим функционирования Центра устанавливается приказом начальника ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в соответствии со сложившейся аварийной или чрезвычайной ситуацией, связанной с ДТП, и указаниями руководства МЧС России.
В режиме повседневной деятельности проводятся плановые работы в соответствии с основными задачами Центра.
В режиме чрезвычайной ситуации производится информационное обеспечение деятельности Центра поддержки принятия управленческих решений в кризисных ситуациях по вопросам ликвидации последствий ДТП.
В целях поддержки принятия управленческих решений по вопросам ликвидации последствий ДТП Центр предоставляет информацию:
о базировании аварийно-спасательных сил в непосредственной близости от места ДТП на федеральных и региональных автодорогах;
о техническом оснащении, возможностях и средствах доставки аварийно-спасательных сил в непосредственной близости от места ДТП на федеральных и региональных автодорогах;
о размещении медицинских учреждений в непосредственной близости от места ДТП на федеральных и региональных автодорогах, профиль их деятельности.
V. Структура Центра
11. Центра размещается в трех кабинетах на 6-м этаже административного здания МЧС России (территория ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)) по адресу: г. Москва, ул. Давыдковская, д. 7.
В кабинетах № 625-626 организуются 5-ть автоматизированных рабочих мест, оснащенных соответствующей видеокомпьютерной техникой и офисной мебелью.
В кабинете № 627 организуется зал проведения совещаний, оснащенный техникой отображения информации и офисной мебелью. Кабинет предназначен для консультаций по вопросам формирования культуры безопасности на автомобильных дорогах с учащимися и студентами, методических занятий со специалистами, принимающими участие в ликвидации последствий ДТП, учителями и преподавателями.
В кабинете размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до слушателей общей информации по вопросам безопасности дорожного движения, научно-практическим достижениям в этой области, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий (учебно-методическая и другая литература).
Автоматизированные рабочие места №№ 1, 2
Предназначено для обеспечения выполнения следующих функций:
• ведение автоматизированной базы данных по участию АСФ МЧС России в ликвидации последствий ДТП;
• формирование отчетов и необходимых данных по запросу удаленных клиентов;
• организация аналитической работы по формированию эффективных решений при ликвидации последствий ДТП;
• доведение подготовленных документов руководству ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), МЧС России или по их указанию в органы управления руководящих (взаимодействующих) организаций (систем).
• обеспечение информацией по вопросам использования аварийно-спасательных средств, аварийно-спасательных технологий и т.п.
Автоматизированное рабочее место №3
Предназначено для обеспечения выполнения следующих функций:
• поддержка информационно-образовательного портала в сети Интернет по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в ДТП;
• организация мониторинга в сети Интернет приоритетных направлений развития науки и высоких технологий ликвидации последствий ДТП;
• формирование баз данных информационных материалов, видеоряда и контента портала.
Автоматизированные рабочие места №№ 4, 5
Предназначено для обеспечения выполнения следующих функций:
• проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
• разработка учебно-методической литературы;
• разработка компьютерных обучающих программ;
• разработка наглядных пособий;
• монтаж и просмотр видеороликов.
Состав средств оснащения кабинета:
персональные компьютеры с обучающими программами, видеоматериалами;
видеоаппаратура (телевизоры, видеомагнитофоны);
проекционная аппаратура (мультимедиапроекторы, диапроекторы) с диафильмами, слайдами;
макеты АСИ и оборудования, а также макеты местности, зданий, муляжи пораженных людей;
тренажеры;
образцы АСИ, СИЗ, средств пожаротушения, средств первой медицинской помощи;
стенды, плакаты и другие средства оснащения.
VI. Руководство Центра
12. Общее руководство деятельностью Центра осуществляет Начальник ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Оперативное руководство деятельностью Центра осуществляет начальник 1 управления, курирующий вопросы функционирования и развития систем РСЧС и ГО, а также вопросы ликвидации последствий ДТП.
13. Центр возглавляет начальник Центра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Начальником ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в установленном порядке.
VII. Функциональные обязанности сотрудников Центра
14. Функциональные обязанности начальника Центра
Начальник Центра обязан:
осуществлять организационное и научно-методическое руководство работой Центра по тематике запланированных работ, принимать личное участие в выполняемых Центром работах;
проводить исследования по разработке и внедрению новых технологий и технических средств спасения людей на автомобильных дорогах;
участвовать в разработке организационно-плановых документов по работам, выполняемым сотрудниками Центра;
осуществлять месячное (квартальное, годовое, перспективное) планирование работы Центра, организовывать разработку месячных планов-заданий сотрудников и контролировать их выполнение;
лично руководить ходом проведения работ, проводимых сотрудниками Центра, организовывать проведение совещаний и информационную работу;
поддерживать взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями;
принимать непосредственное участие во внедрении результатов работы в практику решения проблем обеспечения безопасности дорожного движения и ликвидации последствий ДТП;
координировать создание и ведение информационной базы данных по участию аварийно-спасательных сил и аварийно-спасательных формирований в ликвидации последствий ДТП на федеральных автодорогах;
координировать создание и ведение информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения лиц, пострадавших в результате ДТП;
участвовать в подборе и расстановке кадров в Центре и аттестовании сотрудников;
следить за соблюдением режима секретности, контролировать выполнение сотрудниками правил секретного делопроизводства;
поддерживать установленный порядок в служебных помещениях Центра, следить за соблюдением правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности;
участвовать в пропаганде научно-технических знаний в области обеспечения безопасности дорожного движения и ликвидации последствий ДТП и экспертизе научных трудов.
Начальник Центра должен знать:
содержание нормативных правовых документов всех уровней, касающихся закрепленных за Центром направлений деятельности;
зарубежный опыт обеспечения безопасности дорожного движения, организации и ведения аварийно-спасательных работ, связанных с ликвидацией ДТП;
основы прикладных математических, технических и экономических дисциплин, необходимых для проведения работ;
современную методологию и организацию научных исследований по профилю Центра, порядок планирования научной работы;
организацию делопроизводства и требования режима секретности;
требования КЗОТа по вопросам трудовой деятельности служащих Центра, систему оплаты труда, формы материального и морального стимулирования;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
Квалификационные требования:
ученая степень кандидата наук, опыт научной и организаторской работы не менее 5 лет. Должность может также замещаться лицом, не имеющим ученой степени, но в достаточной мере подготовленным в данной области.
15. Функциональные обязанности других сотрудников Центра
Научный сотрудник Центра
Научный сотрудник подчиняется начальнику Центра.
Научный сотрудник обязан:
вести на высоком уровне порученные исследования, являясь ответственным исполнителем по заданной теме или по отдельным разделам научных исследований;
участвовать в разработке учебно-методической литературы и учебного материала компьютерных обучающих программ по проблематике ликвидации ДТП;
участвовать в организации и поддержании взаимодействия с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями;
разрабатывать лично разделы отчетов по выполняемым работам, оформлять отчетные материалы и направлять Заказчику;
принимать участие в создании информационной базы данных по участию аварийно-спасательных сил и аварийно-спасательных формирований в ликвидации последствий ДТП на федеральных автодорогах;
принимать участие в создании и ведении информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения лиц, пострадавших в результате ДТП;
принимать участие во внедрении научных результатов в практику ликвидации последствий ДТП, в изобретательской и рационализаторской работе, пропаганде научно-технических знаний по профилю своей деятельности;
соблюдать требования режима секретности и сохранения государственной тайны;
выполнять правила и нормы техники безопасности и пожарной безопасности.
Научный сотрудник должен знать:
требования нормативных правовых актов, касающиеся сферы его деятельности;
основы общих и специальных дисциплин, необходимых для проведения исследования;
методологию исследований по закрепленной тематике;
основы работы на ЭВМ;
содержание организационно-плановых документов по выполняемым НИР;
зарубежный опыт организации исследований по тематике Центра;
порядок оформления заявок на изобретения рационализаторские предложения;
требования режима секретности;
основы делопроизводства и оформления отчетной документации;
методы научной организации труда, требования по мерам безопасности и пожарной безопасности.
Квалификационные требования:
высшее образование и опыт работы по соответствующей специальности не менее 5 лет. При наличии ученой степени – без предъявления требований к стажу работы.
Рабочими местами научных сотрудников являются Автоматизированные рабочие места №№ 4, 5.
Консультант Центра
Консультант подчиняется начальнику Центра. Он несет ответственность за точность и достоверность полученных теоретических и опытных данных, за своевременное и качественное выполнение порученной ему работы.
Консультант обязан:
проводить исследования в соответствии с принятыми методиками, своевременно представлять результаты своей работы ответственному исполнителю темы;
осуществлять сбор, анализ и обработку научной информации в интересах решения поставленных задач;
принимать участие в разработке частных заданий, рабочих программ и методик исследования;
организовывать мониторинг в сети Интернет приоритетных направлений развития науки и высоких технологий ликвидации последствий ДТП;
осуществлять поддержку информационно-образовательного портала в сети Интернет по современным формам, методам и приемам спасения пострадавших в ДТП;
участвовать в формировании баз данных информационных материалов, видеоряда и контента портала;
разрабатывать ежемесячные планы-задания на выполнение работ;
принимать участие в составлении и оформлении отчетных документов по выполненным научным исследованиям;
принимать участие в создании и ведении информационной базы данных по участию аварийно-спасательных сил и аварийно-спасательных формирований в ликвидации последствий ДТП на федеральных автодорогах;
принимать участие в создании и ведении информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения лиц, пострадавших в результате ДТП;
принимать участие в обсуждении результатов научных исследований и итоговых отчетных документов;
постоянно совершенствовать свою научную и техническую подготовку, следить за последними научными достижениями и разработками в исследуемой области в стране и за рубежом;
активно участвовать в изобретательской и рационализаторской работе;
соблюдать внутренний порядок, трудовую дисциплину, требования режима секретности, правил техники безопасности и пожарной безопасности.
Консультант должен знать:
состояние исследуемого вопроса по отечественной и зарубежной научно-технической литературе;
руководящие документы по организации научной работы;
порядок планирования, организация и методы проведения научных исследований;
порядок оформления научно-технической документации;
правила и нормы техники безопасности и пожарной безопасности;
основные задачи, решаемые Центром и состояние исследуемых вопросов.
Квалификационные требования:
высшее образование и опыт работы по специальности или в смежных областях не менее 3 лет, при наличии ученой степени - без предъявления требований к стажу работы.
Рабочим местом консультанта являются Автоматизированное рабочее место № 3.
Оператор ПК
Оператор ПК подчиняется начальнику Центра и отвечает за качество и своевременность выполнения порученных работ и оформление отчетных материалов.
Он обязан принимать участие:
в ведении информационной базы данных по участию аварийно-спасательных сил и аварийно-спасательных формирований в ликвидации последствий ДТП на федеральных автодорогах и информационно-образовательного портала по современным формам, методам и приемам спасения лиц, пострадавших в результате ДТП;
формировать отчеты и необходимые данные по запросу удаленных клиентов;
в аналитической работы по формированию эффективных решений при ликвидации последствий ДТП;
в доведении подготовленных документов руководству ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), МЧС России или по их указанию в органы управления руководящих (взаимодействующих) организаций (систем);
в подборе информации по вопросам использования аварийно-спасательных средств, аварийно-спасательных технологий и т.п.;
в оформлении организационно-технической документации, оформлении НИР и подготовке их к сдаче.
Рабочими местами операторов являются Автоматизированные рабочие места №№ 1,2.
VIII. Взаимодействие Центра с заинтересованными организациями и подразделениями ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
16. На федеральном уровне Центр взаимодействует со следующими заинтересованными организациями:
• Дирекцией ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»;
• Национальным центром управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) МЧС России;
• Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ВЦМП) МЧС России;
• Академией гражданской защиты (АГЗ) МЧС России;
• Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИ ПО);
17. На уровне функциональных подсистем РСЧС Центр взаимодействует с:
• МВД России (Департамент обеспечения БДД);
• Минздравсоцразвития России (Росздрав, ВЦМК «Защита»);
• Минтрансом России (Росавтодор);
• ОАО РЖД;
• Центрами управления министерств, федеральных служб.
18. На региональном, территориальном уровне Центр взаимодействует с:
• региональными центрами МЧС России;
• главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации;
• региональными и территориальными центрами управления в кризисных ситуациях;
• региональными и территориальными центрами мониторинга и прогнозирования ЧС.
19. На местном и объектовом уровне Центр взаимодействует с:
• центрами управления (пунктами управления) ЕДДС (ЕСОДУ);
• системами мониторинга критически важных объектов, потенциально опасных объектов, химически опасных объектов, уникальных объектов, мостов, туннелей, мест массового скопления людей и др.
20. При функционировании Центр взаимодействует с ниже перечисленными подразделениями ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ):
• Центром поддержки принятия решений в кризисных ситуациях (ЦППР КС);
• 1 управлением - "Проблем развития ГО и РСЧС";
• 2 управлением – "Проблем развития специальных авиационно-космических технологий;
• Центром приема и обработки авиационно-космической информации;
• 3 управлением – "Проблем развития аварийно-спасательных технологий, стандартизации, сертификации и выставочной деятельности";
• 4 управлением – "Проблем защиты населения и территорий от ЧС";
• 5 управлением – "Проблем развития систем управления, связи, оповещения и информационных технологий";
• 6 управлением – "Научно-методического обеспечения";
• 71 отделом – "Системных исследований".
Указанное взаимодействие осуществляется с использованием системы связи ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) по ЛВС и телефонной сети.
Начальник 1 управления ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)
полковник В.П. Сломянский